Изменения федерального законодательства о местном самоуправлении

Изменения федерального законодательства о местном самоуправлении

С 09.01.2017 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2016 № 494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым конкретизированы ряд принципиальных моментов осуществления местного самоуправления.

В частности, изменены нормы, касающиеся исполнения полномочий главы муниципального образования.

Исключено указание о праве решающего голоса главы муниципального образования, входящего в состав представительного органа муниципального образования и исполняющего полномочия его председателя, в том числе в поселении, являющемся административным центром муниципального района, в случае если уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, предусмотрено возложение исполнения полномочий местной администрации указанного поселения на администрацию муниципального района.

Предусмотрено, что в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования либо применения к нему по решению суда мер процессуального принуждения в виде заключения под стражу или временного отстранения от должности, его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления или депутат представительного органа муниципального образования, определяемые в соответствии с уставом муниципального образования.

Внесено дополнение, установившее, что условия контракта в части осуществления полномочий по решению вопросов местного значения для главы местной администрации муниципального района, на которого возлагается исполнение полномочий главы местной администрации поселения, утверждаются представительным органом муниципального района по согласованию с представительным органом такого поселения.

Наряду с этим претерпели изменения федеральные положения о требованиях к уставу муниципального образования.

Уточнен порядок проведения публичных слушаний по проекту муниципального нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования. Единственным случаем непроведения публичных слушаний по проекту является внесение в устав муниципального образования изменений в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта Российской Федерации в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами. Не требуется и официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по такому проекту.

Установлен общий срок приведения устава в соответствие с федеральным или региональным законом (в случае отсутствия соответствующего указания в таком федеральном или региональном законе): данный срок определяется с учетом даты вступления в силу указанных федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, необходимости официального опубликования (обнародования) и обсуждения на публичных слушаниях проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, учета предложений граждан по нему, периодичности заседаний представительного органа муниципального образования, сроков государственной регистрации и официального опубликования (обнародования) такого муниципального правового акта и, как правило, не должен превышать шесть месяцев.

Расширены основания для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, предусмотренные в ч.6 ст.44 Федерального закона №131-ФЗ, в том числе путем отнесения к ним наличия в уставе, муниципальном правовом акте о внесении изменений и дополнений в устав коррупциогенных факторов.

Одновременно внесены изменения в Федеральный закон от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований». Исключена выдача свидетельства о государственной регистрации; взамен определено, что отметка о государственной регистрации осуществляется путем проставления специального штампа с указанием даты государственной регистрации и государственного регистрационного номера устава муниципального образования на титульном листе каждого из двух представленных на регистрацию экземпляров устава муниципального образования (титульный лист является обязательной составной частью устава, включает его реквизиты и прошивается вместе с его страницами).

Регламентирована процедура возврата устава (муниципального правового акта о внесении изменений в устав), представленных для государственной регистрации - главе муниципального образования в течение пяти рабочих дней со дня их поступления в регистрирующий орган с указанием причин возврата при наличии одного из исчерпывающим образом определенных в законе оснований.

Предусмотрена возможность выдачи заверенной копии устава, заверенной копии муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования в случае утраты их подлинника.

Правом обжалования отказа в государственной регистрации или нарушения срока регистрации устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования) в судебном порядке наделен регистрирующий орган.

Подробнее с документом можно ознакомиться на сайте КонсультантПлюс - http://www.consultant.ru, официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Старший помощник прокурора области по взаимодействию с представительными (законодательными) и исполнительными органами области, органами местного самоуправления

Распечатать (Ctrl + P)