Прокурор Тюменской области Владимир Владимиров выступил на заседании Тюменской областной Думы с информацией о состоянии законности и правопорядка в регионе в 2014 году

Прокурор Тюменской области Владимир Владимиров выступил на заседании Тюменской областной Думы с информацией о состоянии законности и правопорядка в регионе в 2014 году

Уважаемые депутаты!

Защита интересов каждого гражданина и всего государства - два основополагающих принципа, лежащих в основе деятельности органов прокуратуры. Именно такими принципами руководствовалась прокуратура Тюменской области в истекшем году, который, как известно, был весьма непростым как для региона, так и для страны в целом.

Тем не менее, мы совместными усилиями с органами власти, и исполнительной, и законодательной, не допустили роста социальной напряженности в регионе, в координации с правоохранительными органами существенно улучшили криминогенную ситуацию, состояние общественного порядка и, соответственно, правопорядка в целом.

Сразу оговорюсь: все основные цифровые показатели приведены в нашей информации, направленной в Думу, обсуждены на заседании комитета. Поэтому очень кратко остановлюсь на основных проблемных вопросах.

Так, характеризуя состояние преступности, необходимо отметить тенденцию к ее снижению. Зарегистрировано 30 тыс. преступлений, что на 3,5 тыс. (или 10,2%) меньше, чем в 2013 году, в том числе краж, грабежей, разбоев и т.д.; при этом мы прекрасно понимаем, что общее снижение преступности – это не повод для успокоения. Перед правоохранительными органами, в том числе Президентом страны, поставлены конкретные задачи, направленные на повышение эффективности работы.

Ряд мероприятий нами уже выполняется.

Так, проводится проверка своевременности, достаточности и эффективности финансирования мероприятий, предусмотренных региональными программами профилактики преступлений и правонарушений.

Должен сказать, что достаточно долго «раскачиваемся» по внедрению АПК (аппаратно-программного комплекса) «Безопасный город». Указанное не могло не отразиться на динамике «уличной» преступности. Большей отдачи хочется от этого комплекса.

Требует скорейшего согласования региональная программа по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Тюменской области на 2015-2016 и последующие годы.

В первом квартале текущего года планируем закончить эту проверку, результаты обсудить на координационном совещании руководителей правоохранительных органов с приглашением заинтересованных лиц.

Традиционной для нашего субъекта остается проблема обеспечения должного уровня раскрываемости преступлений.

Мы начинали работать, когда раскрывалась лишь треть совершаемых преступлений. На сегодняшний день виновные лица устанавливаются по каждому второму преступлению (50,3%). При этом достигнутый уровень раскрываемости достоверен и не обусловлен укрытием неочевидных преступлений или искажением статистики.

Вместе с тем, раскрываемость краж (37,2%), грабежей (46,3%), разбоев (60,4%) и целого ряда других преступлений, безусловно, вызывает обоснованное беспокойство наших граждан и критику со стороны руководства органов правоохраны. Поэтому данное направление деятельности правоохранительных органов нашего региона является одним из самых приоритетных и в 2015 году.

Уже в ближайшее время на межведомственном совещании со всеми задействованными ведомствами мы разработаем дополнительные меры в этом направлении.

Значительная работа проведена в сфере противодействия организованной преступности. Выявлено 26 преступных групп, уголовные дела в отношении них направлены в суд, привлечено к ответственности 19 лидеров преступной среды. Могу с уверенностью сказать, что в настоящее время в области нет криминальных сил, способных реально повлиять на социально-экономическую обстановку, раскачать ее. Тем не менее, на местах негативные проявления в этой части есть. Мы, да и вы, об этом знаем. Поэтому и здесь есть нам над чем работать.

Безусловно, нас волнует наркоситуация,особенно в подростковой среде. 3200 наркопреступлений – это регистрация без учета латентной составляющей, и мы это понимаем. Распространение наркотиков через социальные сети – также одно из приоритетных направлений нашей деятельности. Прокуроры у нас направили в суд 65 исков об ограничении доступа к сайтам. Активно подключаем и волонтерские общественные объединения для борьбы с рекламой наркотиков в сети Интернет.

Как отмечено Президентом России: «В борьбе с этой угрозой важно активнее задействовать дружинников, гражданских активистов, которые хорошо знают ситуацию в своих районах… Надо теснее работать с общественными организациями. Там очень много порядочных, озабоченных этой ситуацией людей». Точно и ёмко. Лучше не скажешь. Дело за реализацией. Здесь также – резерв в нашей работе. Кстати, эти слова можно смело отнести и к проблемам борьбы с преступностью в целом.

В истекшем году продолжена реализация координационных и надзорных полномочий в сфере противодействия экстремизму и терроризму. В этих целях проведены проверки в органах местного самоуправления на предмет полноты принимаемых мер по профилактике экстремистских проявлений, наличия и реализации муниципальных программ в сфере противодействия экстремизму, в том числе в части полноты их финансирования, целевого и эффективного использования бюджетных средств, предусмотренных на их реализацию.

В ходе названных проверок выявлен ряд нарушений действующего законодательства в рассматриваемой сфере, приняты меры реагирования.

В истекшем году продолжалась работа по пресечению распространения экстремистской идеологии в религиозных организациях.

Значительно активизирована деятельность прокуроров в сфере привлечения лиц, виновных в массовом распространении экстремистских материалов, к административной ответственности. В истекшем году к ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 20.29 КоАП РФ, привлечено 15 лиц, в 2013 году - 5.

Активно практикуем предъявление в суд исков о признании материалов экстремистскими.

Акцент в работе прокуроров в сфере противодействия терроризму был сделан на оценку эффективности принимаемых мер по антитеррористической защищенности объектов с массовым нахождением граждан, в том числе несовершеннолетних.

Консолидированными мерами всех правоохранительных органов и органов власти актов терроризма, а также значимых конфликтов на межнациональной почве на территории области в текущем году не допущено. Безусловно, работа в данном направлении, с учетом всех объективных факторов, будет активизирована.

Серьезные коррективы в организацию надзора за исполнением законов о несовершеннолетних внесли условия экономического кризиса и сокращение бюджетного финансирования основных реализуемых областных целевых программ.

Число нуждающихся в жилье детей-сирот (в настоящее время их порядка 1900 человек) не снижается, в то время как бюджетное финансирование расходов на приобретение жилых помещений из областного бюджета сокращено на 41% и позволит приобрести лишь 360 квартир для такой категории граждан.

Наиболее проблемными в обеспечении жильем и исполнении судебных решений по искам прокуроров в ближайший период времени останутся города Тюмень и Тобольск, Тюменский, Вагайский, Голышмановский, Ишимский и Ярковский районы.

Мы понимаем, что одними прокурорскими исками эту проблему не решить. Здесь всем нам надо искать совместные пути решения.

Превентивными мерами необходимо предупредить нарушения конституционных принципов доступности и бесплатности образования, не допустить факты принуждения родителей учащихся к поборам под видом добровольных пожертвований, что, к сожалению, еще выявляется, обеспечить учащихся школ учебниками и учебными пособиями, реализовать «дорожную карту» в части обеспечения детей в возрасте 2-3 лет местами в дошкольных образовательных учреждениях.

Проведенный анализ практики прокурорского надзора, результаты проведенного Департаментом по спорту и молодежной политики Тюменской области опроса общественного мнения в рамках мониторинга показывают неизменность одной из наиболее острых социальных проблем – алкоголизации населения, возглавляющей рейтинг наиболее серьезных проблем.

Как свидетельствует практика надзора, а также произошедшие в 2014 году и унесшие 9 детских жизней всего лишь две трагедии в Ярковском районе, действующая система профилактики пьянства, социального неблагополучия еще не позволяет в полной мере обеспечить защиту прав и законных интересов детей, проживающих в семьях, где родители злоупотребляют алкогольными напитками, что нередко создает реальную угрозу их жизни, здоровью, а отсутствие положительного примера социального поведения способствует попаданию детей в дурные компании, совершению в отношении последних насилия, вовлечению в антиобщественную и преступную деятельность.

Да, мы в этих двух конкретных случаях возбудили уголовные дела, привлекли большой круг виновных к дисциплинарной ответственности, кого-то уволили. Но это еще не решение проблемы в целом.

Отсутствие нормативных рычагов воздействия на лиц, уклоняющихся от прохождения лечения от алкоголизма, и комплексного подхода к вопросам профилактики алкоголизма, а также несовершенство системы работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, семьями социального риска – вот некоторые из направлений, в которых нам с вами вместе предстоит работать в будущем году и в перспективе.

В прошлом году был активизирован надзора в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

Приняты дополнительные меры реагирования, направленные на обеспечение финансирования мероприятий по ремонту муниципальных дорог, на соблюдение законодательства в части исполнения контрактов на строительство, ремонт и содержание объектов транспортной инфраструктуры.

Обращено внимание на вопросы качества подготовки водителей в автошколах. В связи с новым порядком получения соответствующих лицензий в целях предупреждения нарушений ряду руководителей автошкол объявлены предостережения. В отношении 2 организаций, которые осуществили набор лиц, желающих пройти обучение по программам подготовки водителей, не имея надлежащей учебно-материальной базы, возбуждены дела об административных правонарушениях. Наведение порядка в данном вопросе – также ближайшая наша общая задача.

В 2014 году прокуратурой совместно с органами государственной власти и органами правоохраны области принимались меры по противодействию коррупции.

И хотя органы правоохраны меньше выявили преступлений указанной категории, в результате активизации этой работы в целом на треть (36%) возросло число уголовных дел коррупционной направленности, направленных в суд (рост со 103 до 140), почти в 2 раза увеличилось количество лиц, осужденных за совершение преступлений данной категории (рост с 72 до 141).

Вместе с тем, органами правоохраны еще не решены отдельные проблемы противодействия коррупционным проявлениям, прежде всего, это касается вопросов возмещения ущерба.

Так, в 2014 году ущерб от коррупционных преступлений по направленным в суд уголовным делам составил 506 млн рублей, а возмещено всего 89 млн рублей, то есть 17% (в 2013 году – 14 млн рублей или 4%).

На этом фоне, и я в очередной раз хочу об этом сказать, вызывает недоумение позиция отдельных руководителей муниципалитетов, которые в суде отказываются от своих исковых требований к коррупционерам, виновным в хищении бюджетных средств, и утверждают, что муниципалитету ущерб не причинен. К примеру, подобная ситуация сложилась по 4 делам в Ишимском муниципальном районе. Причиненный данному муниципальному образованию ущерб был возмещен по искам прокурора.

Прокурорами в истекшем году выявлено свыше 4 тысяч коррупционных нарушений закона (рост на 14% или с 3559 до 4056). При этом практически треть из них – это нарушения законодательства о государственной и муниципальной службе, в том числе, предоставление недостоверных сведений о доходах и имуществе, непринятие мер к урегулированию конфликта интересов и другие.

В этой связи всем нам предстоит принять исчерпывающие меры к совершенствованию нормативного регулирования и организации деятельности комиссий по урегулированию конфликта интересов, в первую очередь, созданных и действующих в сельских муниципалитетах. Пока же нам приходится констатировать крайне неэффективную работу данных комиссий, а в отдельных органах власти - непонимание значимости и роли этих комиссий в антикоррупционной деятельности.

Кроме того, до настоящего времени на законодательном уровне окончательно не разрешены вопросы, связанные со статусом лиц, замещающих государственные должности области, а также не урегулирован порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов в их действиях. И этим, коллеги, нам предстоит заниматься в текущем году.

Для повышения эффективности деятельности по обеспечению законности региональных и муниципальных нормативных правовых актов предприняты дополнительные организационные меры.

Прокуратура изучает все проекты и нормативные правовые акты, которые разрабатываются в департаментах, управлениях и комитетах Тюменской области. В истекшем году углублен прокурорский мониторинг действующей нормативной базы. По его результатам изменены и дополнены законы Тюменской области, действующие в сфере бюджетного законодательства, охраны семьи, материнства и детства, формирования и деятельности областных органов государственной власти, обновлен федеральный регистр нормативных правовых актов.

Значительное позитивное влияние оказывает и активизация нашей совместной деятельности по подготовке проектов в рамках создаваемых рабочих групп. Пример такого взаимодействия в областной Думе – закон, упрощающий порядок возврата задержанных транспортных средств.

Вместе с тем, практика надзора свидетельствует о необходимости большей самостоятельной инициативы со стороны нормотворческих органов, особенно в восполнении правовых пробелов и устранении неопределенности нормативного регулирования. Так, только после вмешательства прокуратуры в прошедшем году получил законодательное закрепление порядок увольнения лиц, замещающих государственные должности Тюменской области, в случае утраты доверия.

В прошлом году значительное внимание прокурорами уделялось вопросам обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина.

Особое внимание прокуратура, органы государственной власти уделяли неформальной занятости, легализации «серой» заработной платы, повышению собираемости страховых взносов во внебюджетные фонды. Мы жестко реагируем на факты невыплаты заработной платы вплоть до инициирования уголовной ответственности. И если в 2013 году по нашей инициативе было возбуждено 1 уголовное дело по ст.145-1 УК РФ, то в 2014 году – 7. Вернули нашим гражданам честно заработанные 120 млн рублей.

С учетом новелл трудового законодательства в части оформления трудовых отношений с работниками, введения ответственности за неисполнение этих обязанностей, значительного увеличения (до 1 года) срока давности привлечения к административной ответственности лиц, нарушивших трудовые права граждан, имеются предпосылки к увеличению количества нарушений трудовых прав работников. Сразу скажу: прокуратура будет жёстко пресекать такие факты.

С начала текущего года отмечается хотя и незначительный, но рост регистрируемой безработицы, что не может не вызывать нашу озабоченность. С учетом значительного количества организаций (45), планирующих процедуру высвобождения работников, нашей общей задачей является целенаправленная работа по обеспечению предусмотренных законом гарантий и компенсаций.

В области не до конца решены вопросы переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Проблемой остается снос жилья, из которого граждане переселены. Достаточных средств на это не выделяется.

По-прежнему, имеются и нами пресекаются факты строительства многоквартирных домов без полученного в установленном законом порядке разрешения на строительство; привлечения денежных средств граждан в нарушение требований законодательства; несоблюдения сроков строительства и ввода многоквартирных домов в эксплуатацию. Кстати, по двум наиболее проблемным домам с участниками долевого строительства по адресам: ул. Герцена-Камышинская-Смоленская-Дзержинского и ул. Ленина-Кирова - в январе этого года мы всё-таки добились возбуждения уголовного дела, ход которого я лично держу на особом контроле.

Выявлены нарушения, связанные с обеспечением жилищных, трудовых прав инвалидов, прав на доступную безбарьерную среду и обеспечение техническими средствами реабилитации. Имеются определенные проблемы с обеспечением указанных категорий граждан путевками санаторно-курортного лечения. Указанные вопросы мы обсудили на нашей расширенной коллегии с участием в том числе депутатского корпуса, в частности, Зимнева Владимира Дмитриевича. В текущем году будем активно контролировать исполнение тех решений, которые запланированы в этой части.

Важной составляющей стабильности в регионе прокуратура области рассматривает обеспечение законности в области экономики. Количество выявленных прокурорами в этой сфере нарушений закона приблизилось к пяти тысячам (4769) и составляет без малого пятую часть (18,9%) от общего количества выявляемых нарушений.

В числе первоочередных рассматривались вопросы целевого и эффективного расходования бюджетных средств; обеспечения законности в сфере ЖКХ, в том числе при расходовании финансовых средств; защиты прав субъектов предпринимательства; соблюдения законности в сфере распоряжения и использования государственной и муниципальной собственности. Реализованные мероприятия позволили добиться повышения результативности работы в данном направлении.

Прокуратурой на системной основе проводится анализ реализации программных и иных мероприятий по ремонту, строительству и модернизации жилищного фонда в регионе.

Особое беспокойство вызывают вопросы неполноты освоения выделенных на ее финансирование средств областного бюджета.

Так, на 2014 год на реализацию мероприятий действующей государственной программы «Основные направления развития жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области» было запланировано почти 3,0 млрд рублей, освоено - 2,1 млрд рублей. (69,8% от плановых показателей). Причинами низкого освоения средств явились, помимо прочего, некачественная разработка технических заданий; невыполнение подрядчиком работ, в том числе по вине заказчика.

В связи с этим органам исполнительной власти, прежде всего Департаменту ЖКХ, необходимо ужесточить контроль за деятельностью подведомственного учреждения - Государственного казенного учреждения Тюменской области «Дирекция коммунального хозяйства и строительства», являющегося основным заказчиком в сфере ЖКХ. И нарушения здесь должна пресекать не только прокуратура.

Имеются вопросы в части утверждения схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

Так, на конец года не были утверждены схемы теплоснабжения в 129 поселениях 8 муниципальных районов. Схемы водоснабжения и водоотведения не утверждены в 10-ти муниципальных районах, а также в городах Тюмени, Тобольске, Ялуторовске и Заводоуковске.

Безусловно, главной причиной и здесь является отсутствие необходимых денежных средств в бюджетах муниципальных образований. Однако прокурорами выявляются и прямые нарушения закона.

Ежегодно в области осуществляется подготовка к отопительному сезону, и практически ежегодно прокуроры выявляют факты нарушений при размещении заказов в сфере ЖКХ, в том числе при подготовке к отопительному сезону.

Например, до начала отопительного сезона ООО «Капиталстройинвест» не был исполнен муниципальный контракт, заключенный с администрацией Ярковского района, что повлекло угрозу срыва поставок тепловой энергии в здания и сооружения населенных пунктов Ярковского района. При этом администрация района как заказчик мер, направленных на применение штрафных санкций, не приняла, вопрос о расторжении муниципального контракта не решила. Меры к завершению ремонтных работ приняты только после вмешательства прокуратуры.

По сведениям прокуроров каждая десятая организация, осуществляющая управление многоквартирными домами, не раскрывает необходимую информацию о своей деятельности, что влечет нарушения прав граждан и снова требует вмешательства прокуратуры.

Актуальным для области является вопрос погашения просроченной задолженности за поставленные энергоресурсы. Прокурорами систематически принимаются меры к должникам, в том числе к бюджетным организациям. Значительную сумму составляет задолженность населения, управляющие организации действенных мер не принимают. На конец 2014 года задолженность предприятий ЖКХ составляет 16,13 млн рублей, в том числе за газ – 12,8 тыс. рублей, за электроэнергию – 10,86 млн рублей, за уголь – 5,25 млн рублей. Задолженность конечных потребителей энергоресурсов – то есть населения – 1 млрд 605,14 млн рублей.

Достаточно остро стоит вопрос по оформлению права собственности и иных вещных прав на недвижимое муниципальное имущество.

Государственная регистрация прав на указанное имущество осуществляется недопустимо медленно.

Например, в Сладковском районе за 15 лет право муниципальной собственности зарегистрировано лишь на 21% объектов недвижимости. Аналогичная ситуация и в других районах.

Отсутствие регистрации права собственности не позволяет законно распоряжаться недвижимым имуществом, что исключает возможность поступление дополнительных денежных средств в доходную часть бюджета соответствующего муниципального образования. Особо этот вопрос стоит в сфере ЖКХ.

В связи с ростом численности населения и производства в регионе первоочередными в области охраны окружающей среды становятся вопросы соблюдения законодательства в сфере оборота отходов производства и потребления.

Острым остается вопрос рекультивации земельного участка, относящегося к землям лесного фонда, например, в д. Посохово Тюменского района, на который более 30 лет вывозились отходы областного центра. Постоянные возгорания создают неблагоприятные условия для проживания граждан и их обоснованные жалобы. Свою лепту в загрязнение окружающей природной среды вносят также 22 полигона твердых бытовых отходов и 523 свалки, организованные в соответствии с действующим законодательством. В связи с этим насущным является вопрос о строительстве в ближайшее время на территории области перерабатывающих предприятий.

В целях активизации надзорной работы прокуратурой области инициировано создание Тюменской межрайонной природоохранной прокуратуры.

В 2014 году продолжена работа по защите прав субъектов предпринимательской деятельности, повышена требовательность к органам контроля.

План проведения проверок контролирующими органами на 2015 год сокращен на 40% (с 10 тысяч проверок на 2010 год до 3,5 тысяч на текущий год). При сокращении почти в 2 раза количества заявлений органов контроля о проведении внеплановых проверок отказано в согласовании 22% таких заявлений. В полтора раза увеличилось количество должностных лиц, привлеченных по требованию прокуроров к дисциплинарной ответственности за нарушение порядка проведения мероприятий по контролю.

Предвосхищая, возможно, вопросы по ценообразованию, в первую очередь, на продукты питания, а также обеспеченности лекарственными средствами, хочу сказать, что, начиная с 4-го квартала прошлого года, прокуратура вплотную занимается и этими вопросами. Наши проверки, в том числе проведённые и с контролирующими органами, и органами власти и местного самоуправления, показали, что каких-то грубых, серьёзных, системных нарушений в этой сфере не допущено. Однако проведенными в текущем году проверками ценообразования на продукты питания у ритейлеров, а также у крупных товаропроизводителей хлебобулочной, мясной и молочной продукции выявлены нарушения. В этой связи нами в отношении двух производителей (ООО «Тюменьмолоко», ООО «Золотые луга») в антимонопольную службу направлены материалы для решения вопроса о возбуждении дела в связи с созданием неравных условий для поставщиков продукции. Отмечу, что вопросы ценообразования мы держим на особом контроле.

В заключение хочу отметить, что прокуратурой области во взаимодействии и координации с органами власти приняты достаточные меры по обеспечению законности в регионе, а также эффективному противодействию преступности. На территории Тюменской области не допущено массовых протестных акций, крайних форм социальной и этно-конфессиональной напряженности.

Выполнению поставленных перед всеми нами, коллеги, задач будет способствовать продолжение плодотворного сотрудничества и делового взаимодействия органов прокуратуры с органами государственной власти и местного самоуправления. С удовлетворением хотел бы констатировать, что такое взаимодействие в нашем регионе налажено. Именно такой подход позволит нам преодолеть любые сложные периоды и при этом добиться гораздо больших результатов, чем мы имеем теперь.

Благодарю за внимание!

Распечатать (Ctrl + P)