Информация о состоянии законности и правопорядка в Тюменской области в 2013 году

Информация о состоянии законности и правопорядка в Тюменской области в 2013 году

В 2013 году прокуратурой области решались первоочередные задачи по укреплению законности и правопорядка в регионе, основные из которых требовали принятия мер по восстановлению нарушенных социальных прав граждан, сопровождению средствами прокурорского надзора идущих в области экономических процессов, координации усилий правоохранительных органов в борьбе с проявлениями коррупции, экстремизма, обеспечения профилактики преступлений и правонарушений.

Прокуратура области осуществляла свою деятельность в тесном взаимодействии со всеми ветвями власти, эффективно используя надзорные и координационные полномочия по выявлению и пресечению правонарушений и борьбе с преступными проявлениями. Реализованные мероприятия являлись результативными и способствовали укреплению законности и повышению эффективности прокурорской деятельности, способствовали дальнейшей стабилизации социально-экономической обстановки в регионе, недопущению крайних форм социальной напряженности.

Работа органов прокуратуры Тюменской области по обеспечению законности нормативных актов в продолжение наработанной многолетней практики ориентирована на профилактику нарушений и строилась на платформе делового взаимодействия с нормотворческими органами.

Территориальными прокурорами внедрена практика сверок с органами местного самоуправления относительно количества принятых и направленных для изучения в органы прокуратуры нормативных правовых актов.

На контроль прокуратуры поставлено соблюдение порядка ведения федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов Тюменской области. На базе прокуратуры области создана и эффективно действует межведомственная рабочая группа по взаимодействию в сфере организации и совершенствования исполнения законодательства о местном самоуправлении. Активное участие в ее деятельности принимают представители Правительства области, Управления Минюста России по Тюменской области, органов местного самоуправления, Ассоциации «Совет муниципальных образований Тюменской области».

Работа группы рассматривается в качестве площадки для выработки решений по наиболее актуальным для местного сообщества вопросам в их взаимосвязи со стратегическими направлениями государственной политики.

Предпринятые организационные усилия позволили более чем наполовину расширить число изучаемых в прокуратуре проектов муниципальных нормативных актов (7432), количество информаций о необходимости принятия или приведения в соответствие с законодательными изменениями нормативных правовых актов - 1614.

Значительно активизирована и работа в сфере регионального нормотворчества. Количество изученных в прокуратуре проектов региональных актов возросло почти в два раза, общее число замечаний и предложений по проектам и действующим нормативным правовым актам – практически на треть.

В порядке реализации законодательной инициативы прокурора области приняты Законы Тюменской области, вводящие административную ответственность за нарушения порядка предоставления региональных государственных или муниципальных услуг, а также за незаконное вмешательство в деятельность Уполномоченного по защите прав предпринимателей.

Одновременно органами прокуратуры усилен контроль за полнотой предоставления проектов соответствующих актов для изучения, за своевременностью и полнотой рассмотрения компетентными органами предложений и замечаний прокурора, а также за активизацией ими самостоятельного мониторинга действующих нормативных правовых актов. В таких условиях повысилась необходимость прокурорского вмешательства в случае издания нормативных правовых актов, проекты которых не представлялись для изучения в прокуратуру. Увеличение количества внесенных актов прокурорского реагирования обусловлено и длительностью реального отзыва органа власти на информацию прокуратуры.

Так, в результате повторного изучения Кодекса Тюменской области об административной ответственности с учетом складывающейся судебной практики в конце 2012 года мною было внесено представление об устранении нарушений закона, а также о необходимости внедрения в Тюменской областной Думе аналогичного самостоятельного мониторинга действующих областных законов. Представление рассмотрено и удовлетворено, в том числе путем проведения (при участии прокуратуры) мониторинга правоприменения ряда законов Тюменской области. Однако самостоятельный повторный анализ непосредственно Кодекса об административной ответственности планировался лишь на 2014 год. Это не обеспечивало соответствие Кодекса федеральному законодательству, резко снижало уровень правовых гарантий лицам, привлекаемым к административной ответственности, более того, потребовало признания его отдельных положений противоречащими федеральному законодательству и недействующими в судебном порядке.

Во избежание подобного совместные усилия прокуратуры и органов власти должны быть нацелены на оперативное достижение реального результата, который заключается в обеспечении безусловного соответствия закону самого нормативного правового акта во взаимосвязи со всей действующей правовой базы в целом.

Прокуратурой области на протяжении ряда лет осуществляется системная работа по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов государственной власти области и органов местного самоуправления.

Активизация работы органов прокуратуры обусловила некоторый рост показателей в 2013 году. Так, по результатам проведенных проверок выявлено 385 нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления, содержащих положения, создающие потенциальную возможность для коррупционных проявлений (в 2012 г. – 159). Коррупциогенные факторы выявлены в 364 (157) нормативных правовых актах органов местного самоуправления и 21 (2) нормативном правовом акте органов государственной власти области.

В целях устранения названных коррупциогенных факторов принесено 283 протеста (51), внесено 71 требование (87), 20 представлений (8), направлено 3 информации (11).

Практически все нормативные правовые акты, в которых содержались коррупциогенные факторы, выявлены органами прокуратуры области по результатам ревизии действующих актов с обязательным мониторингом практики их правоприменения. Учитывая эффективность подобных мер, такие мероприятия будут продолжены и в 2014 году.

При этом, как и в предыдущие годы, значительную роль в предупреждении коррупционных правонарушений и, соответственно, снижении количества выявленных коррупциогенных факторов во вновь принимаемых нормативных правовых актах в 2013 году сыграло повышение эффективности деятельности по изучению проектов нормативных правовых актов. В 2013 году прокуратурой коррупциогенные факторы выявлены в проектах 318 (218) нормативных правовых актов.

Совместная с органами власти работа в целях обеспечения законности нормативных правовых актов также должна быть продолжена в рамках обучения, юридического просвещения и повышения профессиональной квалификации представителей органов местного самоуправления и муниципальных служащих в сфере нормотворчества.

При организации надзора за соблюдением федерального законодательства основное внимание прокурорского корпуса в истекшем году было сосредоточено на надзоре за соблюдением законов органами государственной власти, местного самоуправления, правоохранительными и контролирующими органами.

Итоги работы, нацеленной на повышение эффективности, реальное устранение нарушений, свидетельствуют о росте качественных показателей. В 2013 году на 7,3% выросло число выявленных и устраненных нарушений закона (с 21495 до 23067). При увеличении количества внесенных представлений на 7,4% (с 3614 до 3883) число лиц, привлеченных к дисциплинарной ответственности, возросло на 7,6% (с 3994 до 4298). На 56,9% увеличилось количество лиц, привлеченных к административной ответственности, - с 1934 до 3036. Итог наступательной работы прокуроров - возбуждение 232 (2012 г. - 127) уголовных дел по материалам, направленным в порядке п.2 ч.2 ст.37 УПК РФ.

Особые усилия прокурорского корпуса в 2013 году были сосредоточены на вопросах обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина и были нацелены на повышение эффективности, реальное восстановление нарушенных прав.

Деятельность прокуратуры области в сфере обеспечения прав работников на своевременную оплату труда осуществлялась во взаимодействии с региональными органами государственной власти, местного самоуправления, контролирующими органами, продолжена работа областной межведомственной рабочей группы по погашению задолженности по зарплате.

Вопросы состояния законности в сфере оплаты труда рассматривались на заседаниях коллегии прокуратуры области, обсуждались на межведомственных совещаниях с участием представителей региональных подразделений Росреестра, ФНС, ФССП.

Для обеспечения эффективной и оперативной защиты прав работников на оплату труда прокуратурой области ведется актуализированный реестр предприятий – должников.

Согласно официальным статистическим данным задолженности по заработной плате на территории региона не имеется. Вместе с тем, прокуратурой активно осуществляется работа по выявлению латентной задолженности. В этих целях практикуется проведение на базе территориальных прокуратур телефонных «горячих линий», личных приемов.

Сумма погашенной в 2013 году в результате прокурорского вмешательства задолженности по заработной плате составила 90,1 млн. руб., в том числе в 10 организациях-банкротах - 24,3 млн. руб. В 5 организациях-банкротах задолженность погашена частично на сумму 2,7 млн. руб.

Всего в сфере оплаты труда в 2013 году прокурорами выявлено 3196 нарушений закона (2012 - 3453), в связи с чем внесено 279 представлений (196), 227 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности (141), объявлено 109 предостережений (104), в суды направлено 2368 исков (1966), привлечено к административной ответственности 108 лиц (94).

Под пристальным вниманием прокуратуры находилась деятельность Государственной инспекции труда в Тюменской области. Нарушения, допущенные при исполнении инспекцией функций по осуществлению государственного контроля, стали основанием для внесения двух представлений об устранении нарушений закона.

На системной основе проводились прокурорские проверки законности принятых решений о предоставлении субсидий в рамках реализации программ содействия занятости населения.

Активно реализовывались прокурорами надзорные полномочия по фактам ненадлежащей работы судебных приставов-исполнителей по взысканию невыплаченной заработной платы.

Особое внимание уделялось проверке сообщений и расследованию преступлений, связанных с хищениями, банкротством, уклонением от уплаты налогов, совершенных должностными лицами и собственниками предприятий, находящихся в стадии банкротства и имеющих долги по зарплате.

Прокуратурой области при взаимодействии с органами власти в истекшем году активно осуществлялся надзор за соблюдением пенсионных прав граждан. По результатам надзорной деятельности фактов несвоевременной выплаты пенсий не выявлено, что положительно характеризует состояние законности в названной сфере в регионе.

В 2013 году заметно активизирована работа по защите жилищных прав граждан, в том числе социально незащищенных категорий. При этом основные усилия были направлены на обеспечение прав граждан, участвующих в долевом строительстве многоквартирных домов, на предоставление жилых помещений гражданам, проживающим в аварийном жилищном фонде, а также отдельным категориям граждан, прежде всего ветеранам Великой Отечественной войны, инвалидам, детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Для обеспечения эффективной защиты прав пострадавших от деятельности недобросовестных застройщиков граждан прокуратурой области ведется актуализированный реестр «проблемных» домов, создана и осуществляет свою деятельность межведомственная рабочая группа по противодействию правонарушениям и преступлениям в сфере долевого строительства жилья, установлен оперативный обмен информацией с Правительством области.

По состоянию на начало текущего года в области оставалось 6 «проблемных» многоквартирных домов, строительство которых осуществлялось с привлечением денежных средств граждан и было приостановлено. Все они находятся в областном центре.

В результате принимаемых прокуратурой области во взаимодействии с органами власти мер существенно (до 15) уменьшилось количество многоквартирных домов, включая приостановленные строительством, требующих контроля со стороны органов прокуратуры.

Наряду с защитой прав граждан, денежные средства которых были привлечены для строительства упомянутых проблемных домов, усилия прокуроров были направлены также на профилактику фактов незаконного строительства новых объектов без соответствующей разрешительной документации.

В истекшем году прокуратурой выявлялись факты хищения денежных средств граждан-участников долевого строительства, в связи с чем инициировалось возбуждение уголовных дел.

Учитывая значимость указанного направления надзорной деятельности, в первом полугодии 2014 года запланировано проведение проверки соблюдения законодательства в сфере долевого строительства многоквартирных домов, результаты которой будут обсуждены на заседании коллегии прокуратуры области в расширенном составе.

Поскольку наиболее эффективной формой защиты жилищных прав граждан являлось обращение в суд с требованием возложения данных обязанностей на уполномоченные органы исполнительной власти и местного самоуправления, в 2013 году прокурорами значительно активизирована исковая работа.

Только в защиту жилищных прав детей-сирот прокурорами направлено 801 исковое заявление (682). В целом для защиты жилищных прав граждан в 2013 году в суды направлено 1010 (807) заявлений.

В поле зрения прокуратуры области находились вопросы реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

26.03.2013 в прокуратуре области проведено расширенное заседание коллегии, на котором обсуждены проблемы реализации на территории области региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

В силу высокой социальной значимости внимание прокуроров направлено на обеспечение соблюдения прав граждан в области здравоохранения. Основные усилия в названной сфере сосредоточены на вопросах качества оказываемой медицинской помощи, законности и эффективности расходования бюджетных средств, выделяемых на поставку медицинского оборудования, санитарного состояния зданий, в которых расположены медицинские учреждения.

В сфере здравоохранения выявлено 492 нарушения (в 2012 г. – 158), в связи с чем принесено 3 протеста (2), внесено 102 представления (32), к дисциплинарной ответственности привлечено 194 лица (35), к административной - 18 (8), объявлено 6 предостережений (0), в суды направлено 125 исков (78), в порядке ст. 37 УПК РФ в органы предварительного расследования направлено 5 материалов, по которым возбуждено 4 уголовных дела (3 и 3 соответственно).

По-прежнему распространенными остаются нарушения, связанные с просрочкой поставки и неиспользованием дорогостоящего медицинского оборудования.

Проблемы, возникающие при реализации на территории области ПНП «Здоровье», стали предметом обсуждения на расширенном, с приглашением представителей региональной власти, заседании коллегии прокуратуры области, состоявшемся 24.05.2013. Выработан комплекс мер по совершенствованию деятельности на данном направлении, требуется его реализация.

Важной составляющей деятельности прокуратуры в социальной сфере является надзор за соблюдением законодательства о разрешении обращений граждан органами государственной власти и местного самоуправления.

В истекшем году по результатам прокурорских проверок дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.59 КоАП РФ, возбуждены в отношении 40 должностных лиц (в 2012 г. - 55), к ответственности привлечено 43 (42) должностных лица.

Большинство (80%) нарушений законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан выявлено прокурорами в деятельности органов местного самоуправления.

Особое внимание органами прокуратуры уделялось вопросам осуществления надзора за соблюдением прав и законных интересов несовершеннолетних.

В истекшем году прокурорами выявлено более 4,2 (4,5) тыс. нарушений прав детей. Внесено 3,2 (3,2) тыс. актов прокурорского реагирования, по результатам рассмотрения которых в дисциплинарном и административном порядке наказаны 1,4 (1,6) тыс. виновных лиц. Оспорено 399 (433) противоречащих закону правовых актов. В защиту прав детей направлено 1,4 (1,3) тыс. исков и заявлений, 60 % из которых уже рассмотрены и удовлетворены. По материалам прокурорских проверок возбуждено 55 (52) уголовных дел.

Прокуратурой области приняты дополнительные меры в целях защиты жилищных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Вопросы соблюдения жилищных прав такой категории граждан рассматривались на заседаниях коллегии прокуратуры области, заседаниях межведомственной рабочей группы по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов, межведомственных и оперативных совещаниях.

Во исполнение Федерального закона от 29.02.2012 №15-ФЗ в области в 2013 году приняты и действуют необходимые нормативные правовые акты. В регионе сформирован сводный список лиц, подлежащих обеспечению жильем из государственного жилищного фонда области, включены все ранее состоявшие на учетах в органах местного самоуправления лица указанной категории.

На 01.01.2014 в сводный список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, включено 3226 лиц, у 1999 (62%) возникло и не реализовано право на получение жилья. В истекшем году прокуратурой неоднократно обращалось внимание руководства области на недостаточность бюджетного финансирования.

По результатам рассмотрения документов прокурорского реагирования, неоднократного рассмотрения вопроса на межведомственных и оперативных совещаниях в прокуратуре области, 27.05.2013 распоряжением Правительства области №783-рп были внесены изменения в долгосрочную целевую программу «Развитие жилищного строительства в Тюменской области» на 2011-2015 годы в части увеличения объема финансирования мероприятий по приобретению жилья для детей-сирот на сумму 106,82 млн. руб. Всего размер бюджетного финансирования на данные цели в 2013 году составил 638 млн. руб. Однако данных средств не достаточно для обеспечения всех нуждающихся в жилых помещениях.

В течение истекшего года под постоянным вниманием прокуроров оставались вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, соблюдения прав несовершеннолетних потерпевших, подозреваемых, обвиняемых, подсудимых.

В целом на протяжении последних лет в области имеется тенденция к снижению числа преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их участии.

Одновременно ряд негативных тенденций в структуре подростковой преступности и противоправных действий в отношении детей явился основанием для вынесения вопросов эффективности работы правоохранительных органов по выявлению и раскрытию преступлений, совершенных несовершеннолетними и в их отношении, на Координационное совещание руководителей правоохранительных органов 27.06.2013.

По его результатам разработан совместный с Управлениями МВД, ФСКН, ФСБ, СУ СК по области и Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе региона приказ о порядке сбора материалов, необходимых для решения судом вопроса о возможности освобождения несовершеннолетних от наказания и направления в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органов управления образованием. Областной комиссией подписаны алгоритмы взаимодействия с УФСКН и СУ СК России по области в вопросах установления и устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений несовершеннолетними и в их отношении.

Важной составляющей стабильности в регионе прокуратура области рассматривает обеспечение законности в области экономики.

Деятельность прокуратуры в данном направлении была нацелена на сопровождение методами прокурорского надзора идущих экономических преобразований, приоритета защиты добросовестного предпринимательства и свободы экономической деятельности. В числе первоочередных рассматривались вопросы целевого и эффективного расходования бюджетных средств, обеспечение законности в сфере ЖКХ, в том числе при расходовании финансовых средств, защиты прав субъектов предпринимательства, соблюдения законности в сфере распоряжения и использования государственной и муниципальной собственности.

Одним из важнейших экономических условий функционирования государства, стабильности государственных институтов является соблюдение бюджетного законодательства, в том числе законодательства о государственных и муниципальных закупках.

В 2013 году прокурорами в указанной сфере выявлено и устранено 631 нарушение (2012 г. – 615), в связи с чем принесен 31 (26) протест, направлено в суды 43 (53) заявления, внесено 172 (274) представления, по рассмотренным представлениям к дисциплинарной ответственности привлечено 172 (280) лица, наказано в административном порядке 27 (25) лиц, объявлено 142 (169) предостережения, по материалам прокурорских проверок возбуждено 12 (20) уголовных дел.

Проверки соблюдения бюджетного законодательства проводились прокурорами на системной основе с учетом материалов органов финансового контроля. Наибольшее число нарушений связано с неэффективным использованием бюджетных средств.

Особое внимание прокуроров было сосредоточено на реализации долгосрочных областных и муниципальных целевых программ.

Прокуратурой области проверено целевое и эффективное использование средств областного бюджета при реализации 5 региональных долгосрочных целевых программ, в том числе в сфере противодействия экстремизму, поддержки предпринимательства, безопасности дорожного движения, повышению энергоэффективности, культуры.

По результатам проверок внесено 5 представлений, на 1 незаконный правовой акт принесен протест, по материалам прокурорской проверки возбуждено 1 уголовное дело.

Прокуратурой области приняты дополнительные меры по организации надлежащего надзора за соблюдением прав граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе по предупреждению фактов нецелевого использования организациями ЖКХ бюджетных средств.

В рамках деятельности межведомственной рабочей группы в сфере ЖКХ осуществлялся постоянный мониторинг состояния законности в данной сфере, а также оперативный обмен информацией о нарушениях между правоохранительными и контролирующими органами.

Так, на заседании группы обсуждены вопросы соблюдения законодательства организациями, осуществляющими управление жилищным фондом и вопросы состояния задолженности за топливно-энергетические ресурсы, выработан комплекс мер, направленных на недопущение нарушений прав граждан в указанной сфере.

Органами тарифного регулирования области в ноябре-декабре 2013 года приняты необходимые правовые акты по вопросам ценообразования на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тепло-, электроэнергию.

Во исполнение поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Козака Д.Н. на территории региона рост платы за коммунальные услуги более чем на 6 % не допущен.

На основании комплекса мер, реализованных в ходе названных мероприятий, прокуратурой области продолжено проведение проверок по выявлению фактов необоснованного увеличения платы за жилищно-коммунальные услуги.

Сохранение стабильного положения в жилищно-коммунальном хозяйстве напрямую связано с состоянием задолженности по оплате за топливно-энергетические ресурсы, ее динамика и принятие мер по погашению находятся на постоянном контроле органов прокуратуры. Мониторинг просроченной задолженности осуществляется в еженедельном режиме.

В 2013 году прокурорами в связи с наличием задолженности за топливно-энергетические ресурсы внесено 106 (46) представлений, объявлено 27 (22) предостережений о недопустимости нарушения закона.

На системной основе прокурорами проводились проверки на предмет выявления финансовых операций, имеющих признаки неправомерного использования средств организациями коммунального комплекса, при этом особое внимание уделялось вопросам законности расходования бюджетных средств. Результатом принятых в этом направлении мер стали 12 уголовных дел, возбужденных по материалам прокурорских проверок о хищениях денег, выделенных на капитальных ремонт домов.

Проверки в сфере соблюдения законодательства при использовании государственного и муниципального имущества проводятся с учетом поручения Президента Российской Федерации от 24.04.2012 №Пр-1064 об осуществлении комплекса мероприятий по выявлению фактов, связанных с незаконной передачей федерального имущества в иную собственность или пользование третьим лицам.

Всего в истекшем году в сфере законодательства о государственной и муниципальной собственности прокурорами выявлено 146 нарушений закона (2012 - 234), принесено 16 протестов (14), внесено 29 представлений (45), по рассмотренным представлениям к дисциплинарной ответственности привлечено 25 лиц (26), в суды направлено 66 исков (83), к административной ответственности привлечено 3 лица (20), по материалам прокурорских проверок возбуждено 2 уголовных дела (2).

В 2013 году прокуроры активно реализовывали полномочия по защите прав субъектов предпринимательской деятельности, прежде всего при осуществлении надзора за деятельностью контролирующих органов.

Эффективности прокурорского надзора в этой сфере способствует и взаимодействие с региональным Уполномоченным по защите прав предпринимателей, общественными организациями и представителями бизнес-структур.

19.02.2013 между прокуратурой области и Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Тюменской области заключено Соглашение о взаимодействии в вопросах защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, создана межведомственная рабочая группа.

Значительная работа проведена по формированию плана проверок на 2014 год. С целью недопущения ошибок, допущенных органами контроля ранее, в преддверии подготовки плана проверок на 2014 год прокуратурой области 14.08.2013 организовано и проведено межведомственное совещание с руководителями контролирующих органов, на котором обсуждены выявленные нарушения, реализованы мероприятия по их устранению.

План органов контроля Тюменского региона на 2014 год включает в себя 5278 проверок, отклонено прокуратурой 356 незаконных проверок.

В ежедневном режиме прокуроры реализовывали полномочия по согласованию внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. За 2013 год рассмотрено 278 (2012 - 337) заявлений о согласовании проверок, по 165 (279) заявлениям проверки согласованы, в проведении 113 или 40,6 % (58 или 17,2%) отказано.

Основной причиной отказа остается отсутствие оснований для их проведения.

Прокурорами установлен ряд нарушений в деятельности органов контроля при проведении проверок субъектов предпринимательской деятельности.

Всего в 2013 году в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности прокурорами выявлено 448 нарушений закона (2012 – 361), принесено 17 (35) протестов, внесено 82 (62) представления, по результатам их рассмотрения 107 (85) лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, объявлено 2 (2) предостережения.

В сфере соблюдения законодательства об охране окружающей среды и природопользовании в 2013 году пристальное внимание прокуратурой области уделялось вопросам охраны лесов от пожаров, исполнения законодательства в сфере лесопользования.

Обеспечена приоритетность надзорной деятельности по предупреждению чрезвычайных ситуаций в пожароопасный сезон в лесах, достаточность и своевременность бюджетного финансирования мероприятий по предупреждению и тушению лесных пожаров.

Всего при осуществлении надзора за соблюдением законодательства при использовании, охране и обороте древесины выявлено 238 нарушений закона (2012 - 88), в целях устранения которых внесено 89 представлений (18), по результатам рассмотрения которых 59 должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности (15), принесено 4 протеста (0), объявлено 37 предостережений (51), привлечено к административной ответственности 33 лица (11), по материалам прокурорских проверок возбуждено 21 уголовное дело (4), в суды направлено 55 заявлений (25).

В результате принятых мер в сравнении с 2012 годом общее количество лесных пожаров снизилось более чем в 3,5 раза (с 678 до 190), общая площадь лесов, поврежденных пожарами, уменьшилась почти в 9 раз (с 5577 до 640 га).

При осуществлении надзора за соблюдением законодательства об отходах производства и потребления прокурорами выявлено 201 нарушение закона, направлено в суд 89 заявлений о ликвидации несанкционированных свалок, расположенных в лесных массивах, и о принятии мер к обустройству действующих полигонов ТБО. Внесено 45 представлений об устранении нарушений закона в данной сфере, по результатам рассмотрения которых привлечено к дисциплинарной ответственности 51 лицо, в административном порядке наказано 20 лиц, предостережено 3 лица.

В сфере законодательства, направленного на охрану и добычу биоресурсов, развития рыбохозяйственного комплекса в 2013 году прокурорами выявлено 27 нарушений закона (2012 - 0), внесено 10 представлений, возбуждено 10 производств об административных правонарушениях, направлено 2 исковых заявления, объявлено 2 предостережения.

Вопросы состояния законности в области развития рыбохозяйственного комплекса и о мерах, направленных на обеспечение надлежащего функционирования рыбной отрасли, являлись предметом обсуждения на межведомственном совещании в прокуратуре области 30.08.2013 с участием представителей УМВД по области, Территориального управления Росрыболовства, а также регионального Департамента агропромышленного комплекса.

Вопросы исполнения законодательства, регулирующего порядок содержания и эксплуатации гидротехнических сооружений, аварии которых могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, а также бесхозяйных гидротехнических сооружений в прокуратуре области находились на постоянном контроле. Выявлено и устранено 30 нарушений закона, в целях устранения которых внесено 9 представлений об устранении нарушений закона, направлено в суд 5 заявлений о понуждении органов местного самоуправления принять меры к надлежащему содержанию объектов гидротехнических сооружений.

Работа прокуратуры области в сфере миграционного законодательства строилась исходя из социально-экономической привлекательности региона, инвестиционной составляющей, в русле единства задач, поставленных Генеральной прокуратурой Российской Федерации, а также с учетом поступающих в органы прокуратуры обращений, жалоб.

Ежегодно число иностранных граждан, приезжающих в Тюменскую область, растет. Наблюдается тенденция к закреплению мигрантов в регионе. Область является привлекательной для них как по географическому, так и по экономическому положению. Количество иностранцев, поставленных на миграционный учет, ежегодно увеличивается: с 81 тысячи в 2010 году до 145437 человек в 2013 году (в 2012 году – 132352 чел.). При этом из Ближнего Зарубежья прибыло 124,4 тыс.чел. (85,5%), в основном из Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана и Азербайджана.

При осуществлении надзорной деятельности прокуроры исходили из необходимости соблюдения режима пребывания в РФ иностранных граждан, включающего пресечение попыток въезда в РФ иностранцев, которым въезд запрещен, постановку на миграционный учет, соблюдение цели приезда, наличие разрешений на работу (патентов) и соблюдение прав самих мигрантов.

В 2013 году прокуратурой области организовано проведение проверок соблюдения миграционного законодательства на территории региона с участием сотрудников миграционной службы, органов внутренних дел, территориальных управлений Роспотребнадзора, Ростехнадзора, Гострудинспекции, Госстройнадзора.

Проведенными мероприятиями охвачено около 300 объектов, в том числе рынки, строительные и промышленные объекты, объекты жилищно-коммунального комплекса.

По результатам проведенных комплексных проверок прокурорами выявлено 1380 нарушений, в том числе миграционного, административного законодательства, законодательства о промышленной безопасности, о государственном контроле, об охране труда, о защите прав потребителей и другие; возбуждено свыше 800 административных дел, направлено в суд около 500 исковых заявления, внесено более 30 представлений об устранении нарушений закона, по результатам прокурорских проверок возбуждено 15 уголовных дел.

Нарушения миграционного законодательства допускались как органами миграционной службы, внутренних дел, учреждениями УФСИН по области, органами власти, так и юридическими лицами, использующими иностранную рабочую силу, а также самими мигрантами.

В рамках работы по миграционному учету организована работа по выявлению «резиновых» адресов. Выявлялись квартиры, где на площади 46 квадратных метрох было зарегистрировано более 400 нелегалов.

В 2013 году по фактам массовой регистрации иностранных граждан по материалам прокурорских проверок возбуждено 13 уголовных дел по ч.1 ст.322.1 УК РФ. Кроме того, прокурорами в суды направлено 499 заявлений о снятии с регистрационного учета иностранных граждан, большая часть из которых рассмотрена и удовлетворена.

Вопросы соблюдения миграционного законодательства, разрешения проблем, возникающих при его применении, а также при взаимодействии контролирующих и правоохранительных органов с органами исполнительной власти области находятся в поле зрения органов прокуратуры. 27.09.2013 в прокуратуре области проведено межведомственное совещание, на котором обсуждены меры, направленные на противодействие незаконной миграции в регионе, организована их реализация.

На постоянной основе проводились проверки соблюдения законодательства при содержании в специальном приемнике иностранных граждан, подлежащих административному выдворению. При наличии оснований вносились акты прокурорского реагирования, должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности. На контроле остается вопрос о передаче помещения спецприемника от МВД России органам ФМС России.

Всего в сфере миграционного законодательства выявлено 796 нарушений закона (2012 – 117), внесено 39 представлений (16), по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 63 лица (58), в административном порядке наказано 277 лиц (18), по материалам прокурорских проверок возбуждено 15 уголовных дел (0).

Вопросы противодействия правонарушениям о государственной и муниципальной службе, исполнения Национальной стратегии и Национального плана противодействия коррупции являются одними из ключевых в работе прокурорского корпуса региона.

Прокуратурой области приняты дополнительные координационные и надзорные меры по повышению эффективности противодействия преступлениям указанной категории.

Результаты надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции и вопросы повышения эффективности работы прокуроров на упомянутом участке деятельности трижды рассмотрены в 2013 году на заседаниях коллегии прокуратуры области.

28.05.2013 на межведомственном совещании обсуждены результаты работы правоохранительных органов по выявлению, пресечению и расследованию коррупционных преступлений.

10.12.2013 проведено Координационное совещание руководителей правоохранительных органов области по вопросу выполнения мероприятий Национального плана противодействия коррупции на 2012-2013 гг. и принятия дополнительных мер по повышению эффективности работы по противодействию коррупции. По итогам совещания выработаны меры, направленные на активизацию антикоррупционной деятельности.

Принятые меры способствовали повышению эффективности деятельности по выявлению преступлений данной категории.

В 2013 году выявлено 377 фактов взяточничества (2012 – 193), в том числе 168 – получения взяток (176) и 209 – дачи взяток и посредничества в даче взяток (17).

Значительно увеличилось количество дел о преступлениях коррупционной направленности, направленных в суд (с 88 до 103), и обвиняемых по данным делам (с 94 до 114), удалось добиться снижения числа возвращенных судами в порядке ст.237 УПК РФ дел указанной категории (с 12 до 8).

В истекшем году органами прокуратуры выявлено 3565 нарушений антикоррупционного законодательства (2012 - 2862). Одновременно с ростом количества выявленных органами прокуратуры области нарушений закона в сфере противодействия коррупции на 25%, число опротестованных незаконных правовых актов возросло на 13%, направленных в суд исков - на 16%, объявленных предостережений о недопустимости нарушений закона - на 82%, внесенных представлений - на 1%, привлеченных к дисциплинарной ответственности - на 15%.

Большая часть нарушений (1872) выявлена прокурорами в сфере противодействия коррупции, также выявлено 960 нарушений в сфере исполнения законодательства о государственной и муниципальной службе, 308 - в сфере государственных и муниципальных закупок, 104 - в сфере бюджета.

Кроме того, в 2013 году прокуратурой области совместно с Правительством области в целях профилактики коррупционных проявлений осуществлены мероприятия по подготовке и размещению социальной рекламы на антикоррупционную тематику.

Так, в результате совместных мер разработано 2 видеоролика на антикоррупционную тематику, которые транслировались в эфире телеканалов «Россия-24», «Тюменское время», «СТС-Ладья», «ТНТ», «Домашний», «Рен-ТВ». После этого указанные видеоролики с учетом имеющейся договоренности были направлены в ГУ МЧС России по Тюменской области и они транслировались на 15 терминальных комплексах ОКСИОН, размещенных в наиболее оживленных общественных местах г.Тюмени.

Работа по повышению эффективности противодействия коррупции находится под постоянным контролем прокуратуры области и будет продолжена.

В результате надзорных мероприятий в сфере борьбы с преступностью, в том числе координационного и профилактического характера, на протяжении последних лет отмечалось снижение числа зарегистрированных преступлений. Так, в 2009 году уровень преступности снизился на 8,6%, количество зарегистрированных преступлений составило 40325. В 2010 году количество преступлений сократилось на 5,1% – 38265 преступлений. За 2011 год снижение этого показателя составило 8,2% (35132), в 2012 – на 16,3% (29415).

Вместе с тем, в 2013 году количество зарегистрированных преступлений увеличилось на 14,6% или на 4283, прежде всего за счет преступлений с двойной превенцией - на 53,2% или на 1852 (с 3481 до 5333), наркопреступлений - на 19,6% или 522 (с 2663 до 3185), хищений и фактов подделки документов - на 42,1% или 372 (с 883 до 1255), краж - на 8,7% или 1030 (с 11906 до 12936).

Такая динамика обусловлена, во-первых, принятием прокуратурой области дополнительных мер, направленных на достоверность учета криминальных посягательств, во-вторых, активизацией органов внутренних дел по выявлению преступлений с двойной превенцией и связанных с оборотом наркотиков, и в связи с этим не свидетельствует об ухудшении фактического состояния преступности.

Следует отметить, что положительный результат проводимых в регионе мероприятий профилактического характера позволяет удерживать снижение числа тяжких насильственных преступлений общеуголовного характера.

Так, сократились убийства – на 16,2% (с 154 до 129), факты причинения тяжкого вреда здоровью – на 1,2% (с 562 до 555), в том числе повлекшего смерть - на 22,2% (с 81 до 63), квартирные кражи - на 19,4% (с 908 до 732).

Также одной из причин снижения числа тяжких и особо тяжких преступлений против личности явилось усиление надзора за деятельностью органов внутренних дел по противодействию преступлениям с двойной превенцией, число которых значительно возросло - с 3481 до 5333.

Кроме того, развитию положительных тенденций способствовало, в том числе, и проведение координационного совещания руководителей правоохранительных органов области по вопросу состояния законности в сфере противодействия тяжким преступлениям против личности, а также состоявшееся совместное заседание коллегий прокуратуры области и УМВД области, на котором обсуждена практика расследования преступлений, связанных с нарушением ПДД, а также вопросы профилактики таких преступлений органами предварительного расследования.

Наведение порядка в квалификации уголовно-наказуемых деяний экономической направленности повлияло на снижение регистрации таких преступлений на 44,3% или с 2533 до 1412 и не позволило исказить статистические сведения о состоянии преступности в целом.

Повышение активности правоохранительных органов, в том числе вследствие координационных и надзорных мер со стороны прокуратуры области, при осуществлении борьбы с наркопреступлениями отразилось на их регистрации – количество возросло с 2663 до 3185.

Всего за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, в 2013 году привлечено к уголовной ответственности 1559 лиц (1542), из них 193 - за сбыт (183). Увеличилось с 304 кг до 473 кг и количество изъятых правоохранительными органами области наркотических средств.

В 2013 году число зарегистрированных преступлений, совершенных на улице, возросло на 38,5% (с 5072 до 7029); количество преступлений, совершенных в общественных местах, увеличилось на 27,9% (с 8356 до 10689).

Увеличение количества зарегистрированных преступлений названной категории обусловлено, в первую очередь, активизацией работы правоохранительных органов по выявлению преступлений двойной превенции и преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, что не свидетельствует о реальном ухудшении криминогенной обстановки.

Так, в структуре «уличной» преступности преобладают преступления двойной превенции, число которых возросло на 749 (с 789 до 1538), и преступления в сфере НОН – на 414 (с 268 до 682).

В структуре преступности в общественных местах также превалируют преступления двойной превенции, число которых увеличилось на 820 (с 960 до 1780), и преступления в сфере НОН – на 501 (с 351 до 852).

Негативные тенденции в повторной и так называемой «пьяной» преступности в 2012 году предопределили направления координационной и надзорной работы прокуратуры области в истекшем году, позволившие повысить эффективность деятельности субъектов профилактики.

Пристальное внимание было обращено на противодействие рецидивной преступности, поскольку на территории региона на протяжении последних трех лет количество преступлений, совершенных ранее судимыми лицами, росло.

Так, проведена проверка исполнения законодательства при применении досрочного освобождения от отбывания наказания, изменения вида исправительных учреждений. Проверено состояние законности при осуществлении контроля за поведением условно осужденных. Результаты проверок обсуждены на совместных с УФСИН заседаниях коллегий.

Принятые меры привели к снижению числа преступлений, совершенных ранее судимыми, 5749 до 5665 или на 1,5%.

В истекшем году в прокуратуре области создана межведомственная рабочая группа по противодействию рецидивной преступности, на ежеквартальных заседаниях которой обсуждаются актуальные вопросы борьбы с нею.

В 2013 году количество лиц, совершивших преступление в нетрезвом состоянии, в сравнении с 2012 годом возросло с 6162 до 6566. В известной степени это обстоятельство обусловлено активизацией деятельности органов внутренних дел по выявлению превентивных составов преступлений.

Вопросы эффективности принимаемых мер, направленных на снижение масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактику преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения, рассмотрен на Координационном совете по профилактике правонарушений и усилению борьбы с преступностью под председательством Губернатора региона.

Кроме того, в первом полугодии 2014 года запланирована проверка исполнения законодательства органами исполнительной власти, местного самоуправления, контролирующими и правоохранительными органами, медицинскими образовательными учреждениями по профилактике алкоголизма с обсуждением результатов на межведомственном совещании.

Ряд негативных тенденций в структуре подростковой преступности и противоправных действий в отношении детей, пробелы в законодательстве о профилактике детской преступности явились основанием для вынесения вопросов эффективности работы правоохранительных органов по выявлению и раскрытию преступлений, совершенных несовершеннолетними и в их отношении, для обсуждения на Координационном совещании руководителей правоохранительных органов области в июне 2013 года.

Принятые профилактические меры позволили незначительно снизить преступность среди несовершеннолетних. Так, число преступлений, совершенных подростками, снизилось с 874 до 856.

Одним из приоритетных направлений деятельности прокуратуры Тюменской области и правоохранительных органов региона продолжает оставаться работа по противодействию организованной преступности.

Статистические сведения о состоянии противодействия организованной преступности характеризуются увеличением числа лиц, привлеченных уголовной ответственности за преступления в составе организованных групп с 83 до 93.

Всего за истекший год число зарегистрированных преступлений, совершенных в составе организованной группы, снизилось с 255 до 178, что обусловлено, в том числе, изменением правоприменительной практики при расследовании уголовных дел о наркопреступлениях и квалификации неоднократных фактов сбыта как единого продолжаемого преступления.

Так, в 2013 году совершено 32 (74) наркопреступления в составе организованной группы, тогда как количество привлеченных к уголовной ответственности лиц осталось на прежнем уровне – 36 (37).

В целом приоритетным направлением продолжает являться работа по противодействию незаконному обороту наркотических средств.

Названному направлению деятельности органов правоохраны и власти в истекшем году были посвящены ежеквартальные заседания рабочей межведомственной группы в прокуратуре области, Антинаркотической комиссии при Губернаторе Тюменской области.

В Тюменской области преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, в 2013 году составили 9,5% (9,4%) в общей структуре преступности. За истекший год наблюдается рост количества выявленных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств (с 2663 до 3185), в том числе на 6,4% - количества выявленных фактов сбыта таких веществ (с 1102 до 1461).

После введения рецептурного отпуска на кодеинсодержащие лекарственные препараты обозначилась тенденция к сокращению распространения дезоморфина и стабилизации ситуации, связанной с последствиями его употребления, что подтверждается снижением объемов реализации упомянутых препаратов. В настоящее время основной оборот составляют синтетические наркотики и их аналоги, в том числе еще не включенные в список средств и веществ, подлежащих контролю.

В этой связи в Тюменской области сформирована следственно-судебная практика по привлечению к уголовной ответственности лиц, занимающихся оборотом таких веществ. Существенным условием уголовной ответственности является соответствующее экспертное заключение.

Вместе с тем, отсутствие на территории региона соответствующего специализированного экспертного учреждения и длительность процедуры включения в контролируемый список таких веществ-аналогов затрудняет противодействие наркообороту.

В настоящее время одной из основных проблем противодействия наркопреступности является использование сети Интернет для рекламы и сбыта наркотиков, ресоцилизация наркозависимых.

Также остается открытым вопрос достаточности оснований для возбуждения уголовных дел и привлечения лиц к ответственности по фактам сбыта наркотиков при отсутствии достоверно установленной массы вещества.

Указанные проблемы запланировано обсудить в первом полугодии 2014 года на межведомственном совещании при прокуроре области по результатам проведения окргоррайпрокурорами и прокуратурой области анализа работы правоохранительных органов области по противодействию незаконному обороту наркотиков и их аналогов, на котором особое внимание будет обращено также сложившейся административной практике и вопросам достоверности учета криминальных посягательств указанной категории.

С целью обеспечения принципа неотвратимости наказания за совершенные криминальные деяния как реального противодействия преступности на особом контроле прокуратуры области находится вопрос раскрываемости преступлений, решение которого связано, прежде всего, с качеством работы органов предварительного расследования, а также органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Принимаемые меры координационного и надзорного характера позволили повысить уровень раскрываемости с 27,4% в 2007 году до 50,6% в 2012 году.

Вместе с тем, в 2013 году общее количество раскрытых преступлений снизилось на 1,2% (с 16667 до 16461), общая раскрываемость - с 56,2% до 50,6%.

Одной из причин этого явилось восстановление прокурорами на учет преступлений, ранее укрытых сотрудниками органов внутренних дел путем принятия незаконных решений об отказе в возбуждении уголовных дел, которые выносятся в большинстве случаев по сообщениям о преступлениях, совершенных в условиях неочевидности. Несвоевременное возбуждение уголовных дел о таких преступлениях негативно повлияло на возможность их раскрытия.

В целях повышения эффективности работы органов внутренних дел по раскрытию грабежей и разбоев прокуратурой области совместно с УМВД в течение года реализован отдельный план совместных мероприятий, что позволило принять меры к устранению типичных нарушений и недостатков в проводимой прокурорской, профилактической, следственной и оперативной работе, а также способствовало налаживанию новых способов противодействия названным видам преступлений.

Кроме того, одной из основных причин невысокой раскрываемости преступлений явилась слабая оперативная работа территориальных подразделений УМВД по области. В этой связи состояние законности в данной сфере запланировано обсудить на совместном заседании коллегий прокуратуры области и УМВД в феврале текущего года.

Важное значение для обеспечения правопорядка в регионе имеет защита граждан от проявлений экстремистского характера, в том числе крайней его формы - терроризма. Основные усилия в данной области сосредоточены на применении мер превентивного характера.

Прокуратурой во взаимодействии с правоохранительными и контролирующими органами области, органами государственной власти и местного самоуправления предпринимаются значительные усилия, направленные на предотвращение проявлений терроризма и экстремизма. Принятыми мерами актов терроризма, массовых беспорядков на национальной и религиозной почве на территории области не допущено.

Решение задач по профилактике террористических угроз и экстремистских проявлений осуществляется в рамках реализации областных и муниципальных целевых программ (подпрограмм) профилактического направления.

На региональном и муниципальном уровнях приняты и действуют комплексные целевые программы профилактики правонарушений и усиления борьбы с преступностью, предусматривающие мероприятия по предупреждению и противодействию актам экстремизма и терроризма.

Прокурорский надзор в сфере соблюдения законодательства о противодействии терроризму и экстремизму в 2013 году был направлен на координацию деятельности правоохранительных и контролирующих органов, органов власти и местного самоуправления, оценку проведенных ими мероприятий, полноты и своевременности принятых по устранению выявленных нарушений мер реагирования, на повышение эффективности профилактического воздействия на нарушителей антитеррористического и антиэкстремистского законодательства.

Вопросам выработки программы совместных действий по противодействию экстремизму в 2013 году посвящен ряд Координационных и межведомственных совещаний руководителей правоохранительных органов региона.

Так, на Координационном совещании 27.06.2013 органы правоохраны ориентированы на повышение эффективности деятельности по противодействию преступлениям экстремистской направленности, совершенным в составе экстремистских организаций и сообществ.

Проблеме преступности среди мигрантов, вопросам выявления коррупционных связей и пресечения преступной деятельности лиц, способствующих незаконной миграции, профилактики экстремистских проявлений в регионе было посвящено состоявшееся 27.09.2013 межведомственное совещание при прокуроре области, руководителях УМВД, РУ ФСБ, УФСИН, УФСКН, УФССП, УФМС, управления Минюста, управления Роскомнадзора по области. Разработанный план совместных действий эффективно реализуется.

На контроле органов прокуратуры совместно с РУ ФСБ России по Тюменской области и Правительством региона находились вопросы соблюдения порядка категорирования объектов ТЭК.

Продолжена работа в сфере исполнения правоохранительными органами законодательства в сфере обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов проведения общественно-политических, спортивных, культурных мероприятий и иных мест массового пребывания людей, в том числе на объектах транспортной инфраструктуры.

Наряду с активизацией работы по проверке антитеррористической защищенности и технической укрепленности названных объектов прокурорами принимается ряд дополнительных мер по профилактике терроризма.

Меры профилактического характера реализуются прокуратурой области не только на основе анализа состояния преступности в целом по региону, но и с учетом специфики каждой территории. В муниципальные образования, в которых отмечается негативная динамика состояния преступности, на основании ежеквартальных графиков прокуратурой области с УМВД области осуществляются совместные выезды для проведения проверок и оказания помощи местным правоохранительным органам в профилактике правонарушений, изучения и распространения положительного опыта. В 2014 году практика выездных проверок состояния профилактики преступности в муниципальных образованиях будет продолжена.

В 2013 году надзор за соблюдением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания, был организован и запланирован с учетом выявленных проблем в 2011-2012 годах.

Основной акцент в работе был сделан на обеспечении режима в указанных учреждениях, законности в сфере медико-санитарного и материально-бытового обеспечения подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в следственных изоляторах и исправительных учреждениях, законности при трудоиспользовании осужденных.

Значительное внимание обращалось на условия и порядок отбывания наказания, законность содержания в этих учреждениях подозреваемых, обвиняемых и осужденных, на предупреждение преступлений и иных нарушений установленного порядка отбывания наказания, законности применения в отношении них мер взыскания, физической силы и специальных средств.

На протяжении последних лет в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы области не были допущены массовые беспорядки и факты неповиновения, массовые протесты, голодовки, пожары, а также преступления, вызывающие широкий общественный резонанс. Режим особых условий не вводился.

В прошедшем году прокуратурой области проведена значительная работа по обеспечению режима в исправительных учреждениях области и следственных изоляторах, в частности, по перекрытию каналов проникновения средств сотовой связи и других запрещенных предметов.

В 2013 году во всех следственных изоляторах и исправительных учреждениях области проведены контрольные проверки по вопросу организации трудовой занятости осужденных, соблюдения правил противопожарной безопасности, медико-санитарного обеспечения.

Значительное внимание было уделено вопросу условно-досрочного освобождения.

22.03.2013 состоялось совместное заседание коллегий прокуратуры и УФСИН по области, на котором рассматривались вопросы состояния надзора и ведомственного контроля за исполнением законодательства при применении к осужденным условно-досрочного освобождения от отбывания наказания и изменения вида исправительного учреждения.

Прокуратурой области повышенное внимание уделяется состоянию прокурорского надзора при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы.

Полученные в ходе проведенных проверок сведения показали, что ситуация по данному направлению требует принятия дополнительных мер.

В связи с этим, 27.11.2013 проведено совместное с УФСИН по области заседание коллегии по вопросам исполнения наказания в виде условного осуждения, на котором выработан комплекс мер, направленных на повышение эффективности прокурорского надзора и ведомственного контроля за состоянием работы в указанном направлении. Организовано исполнение запланированных мероприятий.

Особое внимание уделялось вопросу смертности в местах лишения свободы.

В истекшем году в поднадзорных учреждениях умерло 69 человек (2012 – 59). В этой связи прокуратурой, УФСИН по области, Тюменским областным судом была проделана значительная работа, направленная на устранение негативных тенденций в динамике смертности.

Используя предоставленные законом меры прокурорского реагирования, в истекшем году удалось добиться укомплектования медицинских частей исправительных учреждений медицинскими работниками, чьи должности длительное время оставались вакантными.

В связи с принятием Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в июле 2013 года постановления об объявлении амнистии, прокуратурой области обеспечена законность при его исполнении.

Одним из приоритетных направлений работы прокуратуры области остается вопрос своевременного, полного и объективного рассмотрения и разрешения обращений граждан.

На 2014 год приоритетными направлениями надзора определены: обеспечение законности в сфере учетно-регистрационной дисциплины, неукоснительное соблюдение требований уголовно-исполнительного законодательства при соблюдении режима, при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы, медико-санитарное и санитарно-гигиеническое обеспечение, профилактическая и воспитательная работа с осужденными, трудозанятость осужденных и возмещение ими ущерба, причиненного в результате совершенных преступлений.

Прокуратурой области сформирована эффективная система взаимодействия со средствами массовой информации. В 2013 году тюменские прокуроры 27876 раз осветили свою деятельность в СМИ (в 2012 году - 27834).

Освещались все основные направления деятельности прокуратуры: защита прав граждан, в том числе несовершеннолетних; борьба с преступностью, противодействие коррупции, защита прав субъектов предпринимательской деятельности, противодействие экстремизму и терроризму.

В прокуратуре используются самые разнообразные формы взаимодействия со СМИ. Так, в прокуратуре области традиционным стало чествование журналистов, освещающих деятельность органов прокуратуры. Подобные встречи проводятся и территориальными прокурорами.

Продолжила выходить в эфир телепрограмма «Законный интерес» (ГТРК «Регион-Тюмень»). Она рассказывает о деятельности прокуратуры Тюменской области, других правоохранительных органов по борьбе с преступностью, противодействию коррупции, защите прав граждан, содержит сюжеты с разъяснением законодательства. За три года своего существования она получила 6 наград на Всероссийских и международных конкурсах.

Прокуратура области и региональный Департамент информационной политики успешно провели конкурс «СМИ против коррупции», который проводится уже пятый год в рамках реализации Национального плана противодействия коррупции. Жюри конкурса возглавляет прокурор области.

На постоянной основе осуществляется мониторинг сообщений средств массовой информации на предмет необходимости проведения по содержащимся в них сведениям проверок. В 2013 году проведено 105 таких проверок (55), приняты необходимые меры реагирования.

Прокуратура области на постоянной основе осуществляет взаимодействие с общественными объединениями, действующими в регионе. Совместно с представителями названных организаций проводились мероприятия по правовому просвещению населения региона. Всего в 2013 году проведено 223 совместных мероприятия.

Так, помощник прокурора области по взаимодействию с представительными (законодательными) и исполнительными органами власти, органами местного самоуправления участвовал в акции, посвященной 20-летию принятия Конституции Российской Федерации. Мероприятие проводилось по инициативе ТРО ВОО «Молодая Гвардия Единой России», РО «Ассоциация юристов России» и заключалось в публичном чтении статей Основного закона, разъяснении его положений.

За 12 месяцев 2013 года проведено 2826 лекций, бесед, иных мероприятий по пропаганде права и правовому просвещению. Кроме того, организованы конкурсы по правовой тематике. Например, прокуратурой Тюменского района среди учащихся школ проведен конкурс детских рисунков «Закон глазами детей», приуроченный ко Дню юриста. Целью мероприятия являлись профилактика правонарушений среди несовершеннолетних и их правовое просвещение.

В СМИ с разъяснениями законодательства сотрудники прокуратуры выступили 899 раз. Также налажено взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления, на интернет-сайтах которых прокуроры комментируют нормы права. Всего в 2013 году таким образом размещено 280 статей.

Рост доверия граждан к органам прокуратуры подтверждает возросшее число обращений.

Так, в 2013 году прокуратуру области за защитой своих законных прав и интересов обратилось 32005 граждан и представителей организаций, что на 9,6% больше, чем в предыдущем периоде (29178). При этом рост удовлетворенных обращений, который свидетельствует о повышении качества работы прокуроров, составил 25,8% (с 3899 до 4905).

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 26.04.2013 № Пр-936, распоряжением Генерального прокурора Российской Федерации от 11.07.2013 № 276/45р «О проведении в органах прокуратуры Российской Федерации Общероссийского дня приема граждан» в День Конституции Российской Федерации – 12.12.2013 прокуратурой Тюменской области организовано проведение Общероссийского дня приема граждан.

Всего в этот день принято 90 человек. В ходе осуществления названного мероприятия удалось оперативно отреагировать на поступившие обращения.

Внимание прокуратуры в 2014 году будет сконцентрировано на обеспечении надлежащего состояния законности и правопорядка в регионе, защите прав и свобод граждан; противодействии коррупции, экстремистской и террористической деятельности; экономической безопасности, других приоритетных направлениях надзорной деятельности, для чего запланирован и уже реализуется комплекс конкретных мероприятий.

Вместе с тем, в целях успешного решения указанных выше проблем предлагаю:

1. Тюменской областной Думе:

1.1. Активизировать практику самостоятельного мониторинга действующих областных законов, в том числе с учетом их правоприменения, на предмет их соответствия федеральному законодательству.

1.2. В целях обеспечения законности нормативных правовых актов, издаваемых органами местного самоуправления, продолжить практику взаимодействия в вопросах обучения, правового просвещения и повышения профессиональной квалификации представителей органов местного самоуправления и муниципальных служащих в сфере нормотворчества.

1.3. Реализовать право законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации о необходимости внесения изменений в федеральное законодательство, регламентирующее порядок осуществления контроля за поведением лиц, освобожденных условно-досрочно, а также формы такого контроля.

2. Правительству Тюменской области:

2.1. В целях обеспечения прав работников на своевременную оплату труда продолжить взаимодействие с региональными органами государственной власти, местного самоуправления, контролирующими органами в рамках областной межведомственной рабочей группы по погашению задолженности по зарплате.

2.2. В рамках имеющихся полномочий активизировать рекламу реабилитационных услуг, предоставляемых ГАУ ТО «Областной центр профилактики и реабилитации». Рассматривать вопрос о выделении государственной поддержки негосударственным реабилитационным центрам только при прохождении ими добровольной сертификации.

2.3. Развивать систему антинаркотической рекламы с использованием средств общественной коммуникации: на общественном транспорте, в торговых центрах и прочих местах массового пребывания граждан, в том числе в учреждениях досуга, пользующихся популярностью среди молодежи.

2.4. В рамках Долгосрочной целевой программы «Комплексная программа по профилактике правонарушений и усилению борьбы с преступностью в Тюменской области» предусмотреть выделение финансовых средств на установку в органах внутренних дел терминалов, с помощью которых заявители смогут самостоятельно регистрировать время и факт обращения.

2.5. В качестве меры профилактики подростковой преступности рассмотреть вопрос об обеспечении за счет бюджетных средств досуговой занятости и занятия спортом максимального числа подростков, исключив избирательный подход к данной деятельности.

2.6. В целях повышения качества и сокращения сроков расследования преступлений рассмотреть вопрос о создании на территории Тюменской области экспертного учреждения, которое в состоянии обеспечивать своевременное производство судебных экспертиз, в том числе на базе имеющихся.

3. Органам местного самоуправления:

3.1. В рамках осуществления муниципального нормотворчества повысить оперативность совершенствования действующей нормативной базы в целях обеспечения ее соответствия федеральному законодательству.

3.2. Уделять первостепенное внимание вопросам работы по рассмотрению поступающих обращений граждан и юридических лиц.

Выполнению указанных задач и приоритетов, дальнейшей стабилизации социально-экономической и криминогенной ситуации в регионе будет способствовать продолжение конструктивного и делового взаимодействия органов прокуратуры и органов государственной власти и местного самоуправления.

Прокурор области

государственный советник

юстиции 2 класса В.А. Владимиров

Распечатать (Ctrl + P)