Информация о состоянии законности и преступности в Тюменской области в 2012 году

Информация о состоянии законности и преступности в Тюменской области в 2012 году

В 2012 году прокуратурой области решались первоочередные задачи по укреплению законности в регионе, основные из которых требовали принятия мер по восстановлению нарушенных социальных прав граждан, сопровождению средствами прокурорского надзора идущих в области экономических процессов, координации усилий правоохранительных органов в борьбе с проявлениями коррупции, экстремизма, обеспечения профилактики преступлений и правонарушений.

Прокуратура области осуществляла свою деятельность в тесном взаимодействии со всеми ветвями власти, эффективно используя надзорные и координационные полномочия по выявлению и пресечению правонарушений и борьбе с преступными проявлениями. Реализованные мероприятия являлись результативными и способствовали укреплению законности и повышению эффективности прокурорской деятельности, способствовали дальнейшей стабилизации социально-экономической обстановки в регионе, недопущению крайних форм социальной напряженности.

Работа органов прокуратуры Тюменской области по обеспечению конституционной законности в 2012 году была нацелена на предотвращение незаконных положений во вновь разрабатываемых нормативных правовых актах и исключение противоречий в действующей региональной и муниципальной базе путем проведения повторной правовой экспертизы ранее принятых актов. Осуществление данной деятельности ведется в режиме делового и результативного сотрудничества с органами власти области и органами местного самоуправления.

Внедрен электронный документооборот с Тюменской областной Думой, Губернатором и Правительством Тюменской области, значительно активизировано электронное взаимодействие с органами местного самоуправления. Это позволило повысить оперативность как прокурорского вмешательства, так и реагирования на него со стороны органов власти и органов местного самоуправления.

Большое внимание на рассматриваемом участке деятельности уделяется правовой оценке проектов нормативных правовых актов. Возросло количество проектов разрабатываемых нормативных правовых актов, получивших прокурорскую оценку (с 4327 в 2011 до 5066 в 2012гг.), в том числе проектов, по которым внесены замечания прокуроров (с 348 до 507). В итоге в 2012 году с участием прокуроров доработан практически каждый десятый проект.

В рамках участия в нормотворческой деятельности в целях регулирования проблем, значимых с точки зрения обеспечения законности и правопорядка, эффективно использовалось право законодательной (нормотворческой) инициативы прокурора. В порядке реализации данного права разработаны три законопроекта, два из которых приняты Тюменской областной Думой в истекшем году.

Увеличилось с 838 до 973 число направленных в органы государственной власти и органы местного самоуправления информаций об инициировании принятия или приведении действующих нормативных правовых актов в соответствие с федеральными изменениями.

Прокурорами районного звена инициированы изменения в уставы муниципальных образований, разработка правил благоустройства территорий сельских поселений. Проекты соответствующих муниципальных актов получили прокурорскую оценку, процедура их принятия также находилась под контролем органов прокуратуры.

Примером эффективной совместной деятельности по устранению нормативных пробелов в целях защиты значительных групп граждан служит утвержденный в 2012 году Правительством области по предложению прокуратуры области порядок компенсации работникам организаций Уватского района и членам их семей расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно.

В истекшем году получила развитие такая форма оценки законности действующих нормативных актов, как их повторная экспертиза с учетом складывающейся правоприменительной, в первую очередь, судебной практики. Подобным образом изучен Кодекс Тюменской области об административной ответственности, требует пересмотра областное законодательство о социальной поддержке отдельных категорий граждан. Анализ ситуации свидетельствует о необходимости внедрения подобного системного самостоятельного пересмотра действующих нормативных актов в практику деятельности как органов государственной власти Тюменской области, так и органов местного самоуправления.

В рамках повторной оценки муниципальных актов по указанию прокуратуры области горокррайпрокурорами проведены экспертизы действующих нормативных актов по вопросам образования и расходования средств резервных фондов муниципальных образований, установления ставок земельного налога, административных регламентов по осуществлению земельного контроля и предоставления отдельных видов муниципальных услуг и другие.

Превентивная направленность рассматриваемой деятельности способствует тому, что прокурорское вмешательство по действующим нормативным правовым актам осуществляется, главным образом, в результате их повторной экспертизы либо в случае принятия без предварительного представления проекта в прокуратуру. С учетом этого в рамках совершенствования взаимодействия в нормотворчестве требуется решение задачи по обеспечению максимально полного и своевременного поступления проектов в органы прокуратуры.

Кроме того, проблемой, влияющей на эффективность обеспечения законности действующей муниципальной нормативной базы, является отсутствие надежного и доступного электронного источника, объединяющего редакции всех ранее принятых и действующих муниципальных актов в Тюменской области. Федеральным законодательством данная роль отведена федеральному регистру муниципальных нормативных правовых актов, поэтому совместные усилия требуется направить на скорейшее завершение формирования Правительством области его составной региональной части.

Прокуратурой области на протяжении ряда лет осуществляется системная работа по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов государственной власти области и органов местного самоуправления.

Активная работа в прошлые годы обусловила некоторое снижение показателей в 2012 году. Прокурорами области выявлено 157 нормативных правовых актов, содержащих положения, создающие потенциальную возможность для коррупционных проявлений (2011г. – 204), в том числе 155(191) актов органов местного самоуправления и 2 (13) – органов государственной власти области.

В целях устранения данных коррупциогенных факторов принесено 50 протестов, внесено 85 требований и 8 представлений об изменении нормативных правовых актов, направлено 11 информаций в органы власти.

Практически все вышеуказанные нормативные правовые акты, в которых содержались коррупциогенные факторы, выявлены органами прокуратуры области по результатам ревизии действующих актов с обязательным мониторингом практики их правоприменения. Учитывая эффективность подобных мер, данные мероприятия будут продолжены и в 2013 году.

Как и в предыдущие годы, значительную роль на предупреждение коррупционных правонарушений и, соответственно, снижение количества выявленных коррупциогенных факторов во вновь принимаемых нормативных правовых актах в 2012 году оказала активизация и повышение эффективности деятельности по изучению проектов нормативных правовых актов. В 2012 году прокуратурой коррупциогенные факторы выявлены в проектах 217 (111) нормативных правовых актов.

Совместная с органами власти работа в целях обеспечения законности нормативных правовых актов также должна быть продолжена в рамках обучения, юридического просвещения и повышения профессиональной квалификации представителей органов местного самоуправления и муниципальных служащих в сфере нормотворчества.

При организации надзора за соблюдением федерального законодательства основное внимание прокурорского корпуса в истекшем году было сосредоточено на надзоре за соблюдением законов органами государственной власти, местного самоуправления, правоохранительными и контролирующими органами.

Следует констатировать рост результативности прокурорской деятельности. В сфере надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в 2012 году выявлено 21495 нарушений закона, что на 17,1% больше, чем в предыдущем периоде. В целях их устранения принесено 2589 (2334) протестов на незаконные правовые акты, внесено 3614 (3121) представлений, по рассмотренным представлениям к дисциплинарной ответственности привлечено 3994 (3068) лица, в суды направлено 6324 (6101) иска и заявления, по требованию прокуроров к административной ответственности привлечено 1934 (1463) виновных лица, в целях предупреждения правонарушений должностным лицам объявлено 1088 (1029) предостережений.

Существенное влияние на социальную стабильность оказывает соблюдение прав граждан, в том числе соблюдение законодательства о трудовых правах и своевременной выплате заработной платы.

Благодаря тесному взаимодействию прокуратуры, региональных органов государственной власти, органов государственного контроля и органов местного самоуправления ситуация в данной отрасли правоотношений оставалась стабильной, в регионе не допущено массовых увольнений, роста безработицы, забастовок.

Согласно официальным статистическим данным задолженности по заработной плате не имелось. В то же время, латентная задолженность в течение года составляла порядка 50 млн. руб. на 48-50 предприятиях. Принятыми мерами удалось восстановить права граждан, погасив перед ними долги на общую сумму более 100 млн. руб.

Вместе с тем, большинство предприятий-должников являются банкротами, в связи с чем основные усилия в текущем году необходимо направить на решение проблем невыплаты заработной платы работникам названных организаций.

С соблюдением трудовых прав граждан тесно связано состояние законности в сфере миграционных правоотношений.

Тюменская область традиционно является привлекательным регионом для трудовой миграции. Ежегодно увеличивающееся количество въехавших в регион иностранных граждан требует повышенного внимания к соблюдению требований законодательства, регулирующего вопросы режима пребывания в РФ таких граждан, включающего пресечение попыток въезда в Россию иностранцев, которым въезд запрещен, постановку на миграционный учет, соблюдение цели приезда, наличие разрешений на работу (патентов) и соблюдение прав самих мигрантов.

С учетом остроты проблемы, а также в целях предупреждения дальнейшего роста преступности среди мигрантов должна быть активизирована работа службы участковых уполномоченных полиции, на которых эти обязанности прямо возложены законом «О полиции». Данный вопрос ранее неоднократно обсуждался, принимались определенные меры. В настоящее необходимо вернуться к этой проблеме.

В 2012 году в результате значительного увеличения въехавших иностранных граждан возникла проблема, связанная с выдачей разрешений на работу (на начало сентября квота была выбрана на 90,2%). Выработанная позиция о выдаче в дальнейшем разрешений иностранным гражданам, исходя из установленного порядка квотирования рабочих мест, должна соблюдаться и в текущем году.

В течение текущего года должна быть урегулирована и проблема содержания иностранных граждан, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, в связи с тем, что согласно закону специальные учреждения для них будут находиться в ведении ФМС России с 01.01.2014.

Наиважнейшим направлением прокурорской деятельности является надзор за соблюдением жилищных прав граждан. За прошлый год в этой сфере прокуроры выявили и пресекли почти 1300 нарушений закона. Их характер свидетельствует о необходимости активизации усилий, направленных на обеспечение законности в области жилищного законодательства.

На территории региона более 12 тысяч человек проживают в аварийном жилищном фонде. В 2012 году органами власти совместно с рядом муниципальных образований было запланировано переселение более 3 тысяч таких граждан. Однако в связи с ненадлежащим исполнением полномочий должностными лицами органов местного самоуправления и в условиях отсутствия должного контроля со стороны Главного управления строительства области все намеченные мероприятии исполнены не были. Так, например, расторгнуты муниципальные контракты, заключенные между администрацией г. Тобольска и ООО «Стерх», по которым должно было быть приобретено 101 жилое помещение.

Прокурорская проверка, проведенная в связи с пожаром в декабре 2012 года в пос. Кировском Исетского района, повлекшем человеческие жертвы, выявила проблему безопасной эксплуатации жилых помещений, признанных аварийными, до расселения из них граждан, отсутствие должной требовательности по устранению нарушений со стороны государственной жилищной инспекции.

Разрешение проблем аварийного жилищного фонда возможно только путем консолидации усилий органов государственной власти, местного самоуправления, правоохранительных и контролирующих органов, финансового обеспечения выполнения необходимых мероприятий, которые ожидаются в текущем году.

Во исполнение поручения Президента РФ от 05.09.2011 №ПР-2618 в истекшем году в регионе активно принимались меры по защите прав пострадавших от деятельности недобросовестных застройщиков, разрешены «застарелые» проблемы по вводу в эксплуатацию отдельных домов, строительство которых было начато еще в начале 2000 годов.

В результате принятых совместных мер общее количество многоквартирных домов, требующих контроля со стороны органов прокуратуры, сократилось с 53 до 26. Удалось защитить права более 2 тысяч граждан.

Сложившаяся ситуация была обусловлена грубыми нарушениями земельного, градостроительного законодательства застройщиками и отсутствием действенного механизма контроля, несвоевременным пресечением нарушений законодательства.

В целях предотвращения подобной ситуации налажен контроль за целевым использованием застройщиками денежных средств, уплачиваемых участниками долевого строительства по договору, для строительства (создания) многоквартирных домов.

К сожалению, до конца проблему решить пока не удалось, в связи с чем прокуратурой запланирован ряд мер координационного и надзорного характера. Одновременно требует усиления земельный и строительный контроль, главной задачей которых должно стать незамедлительное пресечение противоправной деятельности и привлечение виновных к ответственности вплоть до уголовной, в том числе за счет использования потенциала общественного контроля, участковых уполномоченных и квартальных.

В центре прокурорского внимания находятся вопросы защиты прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. В прошлом году прокуроры выявили и добились устранения почти 160 нарушений в данной сфере.

При этом анализ обращений граждан в органы прокуратуры свидетельствует о росте количества жалоб на качество оказания медицинской помощи учреждениями здравоохранения. Только по материалам прокурорских проверок следственными органами в 2012 году возбуждено 3 уголовных дела по фактам некачественного оказания медицинской помощи, повлекшего смерть граждан или причинение вреда здоровью.

Сложившаяся ситуация требует анализа и принятия адекватных мер, направленных на укрепление здоровья населения, развитие системы здравоохранения, повышение уровня ее ответственности перед гражданами.

По всем значимым для граждан вопросам они активно используют свое право на обращение. Ежегодно количество таких обращений граждан возрастает во всех органах государственной власти и органах местного самоуправления. При этом органы прокуратуры активно выполняют функции надзора за соблюдением порядка разрешения жалоб и обращений граждан.

Прокурорскими проверками в прошлом году выявлено 217 нарушений законодательства при рассмотрении обращений, что в полтора раза выше аналогичного показателя предыдущего периода, в целях их устранения принесено 60 протестов, внесено 44 представления, по результатам рассмотрения которых 57 должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, объявлено 2 предостережения.

В рамках предоставленных Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации полномочий прокурорами в 2012 году возбуждено 55 дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.59 КоАП РФ (нарушение порядка рассмотрения обращений). Основными мотивами привлечения должностных лиц к ответственности являлись установленные нарушения сроков разрешения жалоб. Соблюдение закона при рассмотрении обращений граждан является важным фактором, влияющим на авторитет властных структур среди населения, что требует дополнительного внимания к вопросам повышения качества этой деятельности, как на уровне муниципалитетов, так и на других уровнях вертикали власти.

Важнейшей сферой общественных отношений является обеспечение безопасности дорожного движения. В прошлом году прокурорами выявлено и пресечено почти 1200 нарушения в этой сфере, это на четверть больше, чем в предыдущем периоде. Практика прокурорского надзора вскрыла ряд проблем.

Так, Федеральным законом «О транспортной безопасности» в целях определения уязвимости объектов транспортной инфраструктуры предусмотрено проведение их категорирования. К таким объектам, в частности, отнесены автомобильные дороги. В настоящее время вопрос о категорировании муниципальных, межмуниципальных и региональных автомобильных дорог в области не решен.

В силу статьи 5 вышеназванного закона оценка уязвимости этих объектов проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности на основании публичного договора по тарифам, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товар (услуги) и государственный контроль (надзор) за их применением.

Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств согласно статье 9 названного закона осуществляется субъектами транспортной инфраструктуры, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, субъектами транспортной инфраструктуры совместно с органами государственной власти или органами местного самоуправления либо исключительно органами государственной власти.

Таким образом, исполнение требований законодательства возможно только при наличии достаточного бюджетного финансового обеспечения.

Следует отметить, что соблюдение бюджетного законодательства оказывает существенное влияние на состояние законности в регионе. Прокурорское внимание в этой сфере нацелено, в первую очередь, на соблюдение законов о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.

В связи с переходом к проведению торгов в электронной форме сократилось число нарушений на стадии размещения заказов, о чем свидетельствует уменьшение на 24,55% с 444 до 335 жалоб от участников заказов, рассмотренных Тюменским УФАС России.

Однако наряду с имеющимися положительными моментами в сфере размещения государственных и муниципальных заказов, прокурорами по результатам проверок нарушения выявлялись на всех стадиях в сферах жилищно-коммунального хозяйства, агропромышленного комплекса, здравоохранения, информационных технологий, обеспечения пожарной безопасности, охраны природы и других.

Всего за 2012 год прокуратурой области выявлено 614 нарушений бюджетного законодательства, в том числе законодательства о размещении заказов, внесено более 500 актов прокурорского реагирования, возбуждено 20 уголовных дел.

Особое внимание прокуроров с учетом поручения Президента Российской Федерации от 17.03.2011 №Пр-701 уделяется соблюдению законодательства при расходовании бюджетных средств в сфере ЖКХ.

В 2012 году правоохранительными органами по фактам нарушений, связанных с незаконным использованием финансовых ресурсов в сфере ЖКХ, возбуждено 13 уголовных дел, 7 из которых - по материалам прокурорских проверок.

Организованными прокуратурой области совместно с контролирующими и правоохранительными органами, Правительством области проверками были охвачены все государственные контракты, заключенные в 2009-2011 гг., на сумму свыше 5 млрд. руб. В рамках мероприятий прокуратуры со Счетной палатой области и Главным управлением строительства Тюменской области в региональный бюджет возмещено более 6 млн. руб.

В целях предотвращения нарушений в названной сфере правоотношений с учетом того, что контролирующие органы, уполномоченные в сфере размещения государственных, муниципальных заказов, могут осуществлять контроль на стадиях размещения до заключения государственных, муниципальных контрактов, необходимо выработать дополнительный комплекс мер организационно-правового характера.

Особое внимание прокуроров в последние годы направлено на обеспечение свободы осуществления экономической деятельности, защиту прав субъектов предпринимательской деятельности.

Количество выявленных правонарушений в этой сфере за прошлый год выросло более чем в 3,5 раза (с 100 до 361). Четверть из них (90) установлена в деятельности региональных органов контроля, к дисциплинарной и административной ответственности привлечено 33 должностных лица. Так, нарушения выявлены в деятельности управления ветеринарии, департаментов здравоохранения, по лицензированию, государственной аккредитации, надзору и контролю в сфере образования, главного управления строительства, комитета по охране и использованию объектов историко-культурного наследия области.

В частности, должностными лицами органов контроля допускались нарушения ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в части своевременного уведомления о начале проведения проверки, порядка оформления результатов проверки, проведения проверок вне согласованных сроков, что влечет признание результатов таких проверок не законным.

Сложившаяся ситуация требует повышения профессиональных знаний и ответственности за вверенный участок работы должностных лиц органов контроля.

Особое влияние на благополучие региона оказывает соблюдение природоохранного законодательства, обеспечение экологической безопасности.

В области приняты и реализуются долгосрочные целевые программы, которыми предусмотрены мероприятия по обеспечению санкционированного размещения и утилизации отходов. Значительные финансовые средства выделяются на предотвращение чрезвычайных ситуаций в лесах и ликвидации бесхозяйных гидротехнических сооружений.

Вместе с тем, распространенность нарушений в этой сфере, рост их числа (прокурорами выявлено 592 нарушения (2011г.-507), в целях устранения которых в суд предъявлен 201 иск, к дисциплинарной ответственности привлечено 99 лиц, 75 виновных лиц привлечены к административной ответственности) свидетельствует о необходимости дополнительного внимания к этим вопросам, необходимости более жесткого контроля за реализацией запланированных мероприятий в установленные сроки.

Анализируя состояние законности в регионе нельзя не коснуться вопросов защиты прав несовершеннолетних. В рамках надзора за исполнением законов о несовершеннолетних прокурорами выявлено более 4,5 тысяч нарушений закона, в целях устранения которых опротестовано порядка 400 незаконных правовых актов, направлено в суд свыше 1,3 тыс. исков. По требованию прокуроров более 1700 лиц наказано в дисциплинарном и административном порядке.

Пристальное внимание уделяется вопросам профилактики и предупреждения детской преступности, прокуратурой реализован план дополнительных мероприятий, направленных на укрепление законности в данной сфере. Результатом совместной работы во взаимодействии с органами правоохраны, региональной власти и местного самоуправления явилось снижение подростковой преступности на 7%.

В целях предупреждения фактов совершения преступных посягательств обучающимися и в их отношении, после рассмотрения данного вопроса на расширенной коллегии прокуратуры области 23.05.2012, поводом для которой послужили события в средней общеобразовательной школе №44 города Тюмени, на местах внедрена единая система внутришкольного учета, определены качественные показатели работы школьных инспекторов полиции и основы их взаимодействия с образовательными учреждениями.

В рамках работы по противодействию наркомании, токсикомании и алкоголизму в детской среде с учетом возникающих в практике работы учреждений здравоохранения вопросов в части передачи информации, составляющей врачебную тайну, и по результатам рассмотрения представления прокуратуры области от 08.10.2012 Департаментом здравоохранения области разработан проект межведомственного приказа, определяющего условия, категории лиц и порядок передачи такой информации. Вместе с тем, до настоящего времени приказ не утвержден, практический алгоритм обмена информацией, составляющей врачебную тайну, до территорий не доведен.

Эффективной составляющей профилактики повторного преступного поведения детей является своевременное применение мер воспитательного воздействия. В целях безусловного соблюдения прав несовершеннолетних, к которым применяется такая мера воздействия, как помещение в Центр временного содержания органов внутренних дел, прокуратурой области и областным УМВД издан совместный приказ. Изменена судебная практика направления несовершеннолетних в названный Центр.

Продолжает оставаться актуальным вопрос обеспечения образовательных учреждений г.Тюмени электронными пропускными устройствами, обеспечивающими информирование родителей о появлении детей в школах и ее оставлении, которые являются эффективным средством профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

В течение 2012 года прокуратурой области неоднократно обращалось внимание органов представительной и исполнительной власти региона на нарушения при реализации прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на внеочередное предоставление жилья.

Анализ состояния законности в данной сфере свидетельствует о том, на протяжении последних пяти лет количество граждан названной категории, реально нуждающихся в предоставлении жилья, не снижается, а установленные пп.2 п.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» гарантии на получение жилья реализуются не в полной мере.

Основной причиной проблем остается недостаточное бюджетное финансирование. За последние 3 года количество приобретенного жилья для такой категории граждан удовлетворяет имеющуюся потребность не более чем на 38-45 % (в 2010 году – 45%, в 2011-м – 28%, в 2012 году – 42%, в 2013-м – 38%) и не позволяет успешно решить такую социально значимую проблему по причине ежегодного выявления таких лиц, нуждающихся в жилье.

Объем обязательств Тюменской области по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляет 5,3 млрд. руб. (в том числе, 1,9 млрд. руб. по детям-сиротам, право которых на предоставление жилья возникнет в 2013 году). При этом размер бюджетного финансирования на эти цели в текущем году составляет лишь 492 млн. руб.

19.10.2012 прокуратурой области в Тюменскую областную Думу направлялась информация, в которой предлагалось включить в проект Закона о бюджете на 2013 и плановый период 2014-2015 гг. достаточные средства на цели обеспечения жильем детей-сирот. Вместе с тем, по мнению законодателей принятие дополнительных обязательств, не обеспеченных источниками финансирования, приведет к нарушению сбалансированности бюджета.

Повышению уровня законности в данной сфере не способствуют и нарушения, выявляемые в деятельности органов, обязанных обеспечить реализацию гарантий прав детей-сирот на получение жилья (органов местного самоуправления, органов опеки и попечительства, исполнительной власти области, территориального управления федеральной службы судебных приставов).

В течение 2012 года прокурорами в защиту такой категории граждан предъявлено 682 исковых заявления, уже в этом году по прокурорским искам предоставлено более 200 квартир. В то же время, немаловажной проблемой в обеспечении судебной защиты прав и законных интересов детей-сирот является затягивание Правительством области гражданских процессов и ненадлежащая работа службы судебных приставов в вопросах исполнения решений судов.

Таким образом, до настоящего времени серьезные успехи в обеспечении защиты жилищных прав детей-сирот и лиц из их числа не достигнуты, что свидетельствует о необходимости дальнейшего внимания к этому вопросу.

Во исполнение Национального плана противодействия коррупции в 2012 году продолжилось совершенствование надзорной и координационной деятельности по борьбе с коррупцией. По-прежнему состояние законности в этой сфере характеризуется распространенностью правонарушений.

Прокуратурой области выявлено 2862 нарушения закона (2011 г. – 2748), в целях устранения которых приняты меры прокурорского реагирования. Наиболее типичными продолжают оставаться нарушения, допускаемые государственными и муниципальными служащими при предоставлении сведений о своих доходах и имуществе, несоблюдение служащими установленных законом запретов и ограничений, осуществлении государственных и муниципальных закупок, государственном и муниципальном нормотворчестве.

Так, факты предоставления недостоверных и неполных сведений о доходах и имуществе прокуратурой области выявлены в действиях 29 служащих органов государственной власти области и 114 муниципальных служащих органов местного самоуправления.

В целях снижения числа нарушений указанной категории необходимо усовершенствовать практику проведения обучающих семинаров, проводя их не только для работников кадровых служб органов власти, но и ежегодно для государственных гражданских и муниципальных служащих непосредственно перед предоставлением сведений о доходах и имуществе.

Активизирован надзор за исполнением хозяйствующими субъектами и их руководителями требований законодательства о противодействии коррупции при трудоустройстве граждан, ранее находившихся на государственной и муниципальной службе. По постановлениям прокуроров к административной ответственности по ст.19.29 КоАП РФ привлечено 38 лиц, в том числе 2 юридических лица.

В 2012 году мерами прокурорского реагирования удалось добиться надлежащего выполнения органами местного самоуправления возложенной на них Бюджетным кодексом Российской Федерации обязанности по ежеквартальному опубликованию сведений о численности муниципальных служащих с указанием фактических затрат на их содержание.

Значительное внимание уделяется вопросам возмещения ущерба, причиненного коррупционными правонарушениями. В 2012 году прокурорами в суд направлено 11 исковых заявлений на общую сумму более 5 млн.руб. На настоящий момент судами рассмотрен и удовлетворено 5 исков данной категории на сумму 3.35 млн.руб., остальные исковые заявления находятся на рассмотрении. Вместе с тем, работа в указанном направлении требует более принципиального подхода со стороны органов государственной власти и местного самоуправления к оценке размеров ущерба, причиненного коррупционными проявлениями, и последовательного отстаивания своей позиции в суде.

В истекшем году прокуратурой принимались меры по усилению координации по выявлению и пресечению преступлений коррупционной направленности. На территории области зарегистрировано 1856 коррупционных преступлений, что на 19,1% меньше, чем в 2011 году (2294), в том числе 193 факта взяточничества, 255 злоупотреблений должностными полномочиями.

В суды области направлено 88 уголовных дел о коррупционных преступлениях. Анализ практики назначения наказания по делам указанной категории показал, что из 85 осужденных в 2012 году 4 лица осуждены к реальному лишению свободы, к условному лишению свободы - 50 лиц, к штрафу - 35, к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на различные сроки - 1.

Следует констатировать, что снижение зарегистрированных преступлений не связано с оздоровлением коррупционной обстановки в регионе. В основном это результат ослабления работы правоохранительных органов, в первую очередь ее оперативной составляющей. В текущем году необходимо сработать на повышение качественной составляющей этой работы, доведение оперативных разработок до завершения – выявления значимых уголовных преступлений.

Характеризуя состояние преступности в целом, следует отметить, что продолжающаяся на протяжении ряда лет тенденция снижения числа зарегистрированных преступлений продолжила свое развитие и в 2012 году.

Статистические сведения о состоянии преступности в области свидетельствуют о постепенном снижении на протяжении последних лет числа зарегистрированных преступлений. Так, в 2009 году число преступлений составляло 40 325, в 2010 году их количество снизилось на 5,1% (38 265), в 2011 году - на 8,2% (35 132).

В 2012 году тенденция оздоровления криминальной обстановки не только не изменилась, а, напротив, усилилась, зарегистрировано 29 415 преступлений, что на 5 717 или 16,3% меньше, чем в предыдущем периоде. Уровень преступности в регионе на 100 тысяч населения снизился за последний год с 2611,7 до 2189,9.

Снижение совершаемых преступлений явилось следствием реализации комплексных мероприятий по профилактике преступлений и правонарушений, повышения уровня социально-экономического благосостояния региона.

Кроме того, вышеназванное уменьшение числа зарегистрированных преступлений произошло за счет краж, число которых уменьшилось с 15081 до 11906 (21,1%). Также снизилось число зарегистрированных грабежей на 35,0% (с 1 859 до 1 209), разбоев – на 7,4% (с 204 до 189), убийств – на 4,9% (с 162 до 154), причинений тяжкого вреда здоровью – на 9,1% (с 618 до 562), угонов автотранспорта – на 4,7% (с 570 до 543).

Одной из причин снижения числа тяжких и особо тяжких преступлений против личности явилось усиление надзора за деятельностью органов внутренних дел по противодействию преступлениям с двойной превенцией, число которых возросло с 3 133 до 3 481.

Наведение по требованию прокуратуры порядка при квалификации уголовно-наказуемых деяний экономической направленности повлияло на снижение регистрации таких преступлений с 3 131 до 2 533 или на 19,1%, что существенно повлияло на оценку реальной ситуации противодействия преступлениям в этой сфере.

Одновременно с общим снижением регистрируемой преступности по ряду категорий отмечается рост преступлений.

Так, снижение эффективности обеспечения безопасности дорожного движения повлекло рост числа уголовно-наказуемых нарушений Правил дорожного движения с 359 до 472. В связи с этим прокуратурой области в текущем году запланировано проведение анализа практики расследования уголовных дел и профилактики правонарушений в этой сфере. Дополнительные меры профилактического характера ожидаются и от органов власти.

Вопреки общей тенденции снижения преступности в области в отдельных ее районах (Голышмановском, Исетском, Казанском, Сладковском и Сорокинском, Упоровском и Ярковском) наблюдается рост зарегистрированных преступлений. Такая негативная тенденция на указанных территориях, за исключением Сладковского и Сорокинского районов, обусловлена выявлением многоэпизодных преступлений экономической направленности, а также ростом преступлений с двойной превенцией.

В районы, где имеются негативные тенденции развития криминогенной ситуации, на основании ежеквартальных графиков прокуратурой и УМВД области осуществляются совместные выезды в целях проверки и оказания помощи местным правоохранительным органам в профилактике правонарушений, распространения положительного опыта других территорий.

Негативные тенденции в повторной преступности, отмечавшиеся ранее, предопределили направления координационной и надзорной работы прокуратуры области в 2012 году, позволившие повысить эффективность деятельности субъектов профилактики.

Прокурорами проведены проверки соблюдения законодательства, направленного на профилактику повторной преступности, которые выявили многочисленные факты ненадлежащего исполнения обязанностей сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций и органов внутренних дел по контролю за лицами, отбывающими наказания и ранее судимыми, а также недостатки в деятельности иных субъектов профилактики по социальной реабилитации таких лиц. Результаты проверок послужили основанием для внесения 13 представлений об устранении нарушений закона с привлечением виновных лиц к дисциплинарной ответственности.

С учетом проведенного анализа состояния законности в указанной сфере в апреле 2012 года проведено Координационное совещание руководителей правоохранительных органов области. Реализация решения совещания позволила повысить результативность прокурорского надзора, усилить взаимодействие между уголовно-исполнительными инспекциями и соответствующими подразделениями органов внутренних дел.

В результате по итогам года отмечается снижение числа преступлений, совершенных лицами, ранее совершавшими преступные деяния, с 8 764 до 8 039, и ранее судимыми - с 6 205 до 5 749, в том числе с признанием рецидива - с 2 734 до 2 190.

Вместе с тем, проблема решается еще недостаточно быстро. Так, актуальны вопросы реализации положений Федерального Закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». Несмотря на то, что Приказом МВД России от 08.07.2011 №818 предусмотрено создание в пределах имеющейся штатной численности (ранее сокращенной) подразделений по организации и осуществлению административного надзора в территориальных органах МВД России, такие подразделения не созданы. Дополнительная нагрузка по осуществлению административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, легла на службу участковых уполномоченных полиции, что в целом негативно влияет на эффективность их работы.

Не срабатывает еще система организации надзора за осужденными лицами, наказание которым назначено в виде ограничения свободы. Результаты проверок и анализа ситуации показали, что УФСИН России по Тюменской области технические средства надзора и контроля (электронные браслеты) применены лишь к половине от состоящих на учете лиц, осужденных к ограничению свободы. Причинами указанного являются отсутствие сотовой связи в ряде районов области, недостаточная обеспеченность такими средствами всех инспекций. Названные обстоятельства свидетельствуют о необходимости принятия организационных мер, направленных на обеспечение применения ограничения свободы.

Отсутствие материальной заинтересованности работодателей в создании рабочих мест для граждан, освободившихся из мест лишения свободы, не позволяет увеличить долю трудоустройства последних. По указанной причине требуется надлежащая реализация решения, принятого на Координационном совете по профилактике правонарушений и усилению борьбы с преступностью под председательством Вице-губернатора Тюменской области, о предоставлении субсидий организациям, индивидуальным предпринимателям на мероприятия по трудоустройству граждан, освободившихся из мест лишения свободы.

В 2012 году каждое третье лицо в регионе, привлеченное к уголовной ответственности, преступило уголовный закон на почве пьянства. Количество таких лиц в сравнении с 2011 годом возросло с 4 268 до 4 957. Негативная тенденция связана, в том числе, с активизацией органов внутренних дел по выявлению превентивных составов преступлений, которые в подавляющем большинстве совершаются (2 093 из 2 734 раскрытых) в состоянии алкогольного опьянения.

Проблема алкоголизации населения региона и, соответственно, устранения условий, способствующих совершению преступлений, характерна, прежде всего, для сельских районов, где преступления, совершенные в состоянии алкогольного опьянения, составляют 42% против 30% в областном центре. При этом, учитывая невысокий прожиточный минимум и средний заработок населения сельских районов, широкое распространение приобретает незаконная реализация лицами разбавленного спирта либо алкогольной продукции. Изложенное обусловило взятие прокуратурой области на особый контроль работы по выявлению таких лиц и привлечению к административной и уголовной ответственности. Принятые меры частично способствовали снижению к концу года числа преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения, с 6 384 до 6 162. Решение проблем алкогольной преступности будет продолжено в текущем году в тесном взаимодействии с органами власти и местного самоуправления.

Значительная координирующая и межведомственная работа проведена по противодействию незаконному обороту наркотических средств. Так, данному направлению деятельности органов правоохраны и власти в истекшем году были посвящены координационное совещание руководителей правоохранительных органов области, ежеквартальные заседания рабочей межведомственной группы в прокуратуре области.

Прокурором области в июле утвержден План дополнительных мероприятий для активизации надзора за исполнением федерального законодательства в сфере противодействия распространению запрещенной или ограниченной к распространению информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сильнодействующих веществ, рекламируемых и реализуемых через сеть Интернет.

Повышение активности правоохранительных органов, в том числе вследствие координационных и надзорных мер со стороны прокуратуры области, при осуществлении борьбы с наркопреступлениями отразилось на их регистрации, количество выявленных преступлений возросло с 2 635 до 2 663, в том числе на 6,4% отмечен рост количества выявленных сбытов наркотических веществ (с 1036 до 1102).

За преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, в 2012 году привлечено к уголовной ответственности 1542 лица (1309), из них 183 - за сбыт (128). Увеличилось с 257 до 305 кг и количество изъятых правоохранительными органами области наркотических средств.

В то же время в сфере профилактики наркомании еще приходится сталкиваться с некоторыми трудностями.

Так, на территории региона действуют 12 негосударственных реабилитационных центров, из них только 10 центров зарегистрированы в Управлении Минюста России по Тюменской области. Установленная паспортизация не позволяет дать объективной оценки эффективности работы названных центров, их деятельность осуществляется без получения специальных лицензий, что осложняет проведение в них контрольно-надзорных мероприятий. Упорядочить и систематизировать работу реабилитационных центров в единое целое, а также оценить эффективность их деятельности позволит введение процедуры обязательной сертификации работ и услуг по социальной реабилитации наркозависимых.

Кроме того, необходимо активизировать рекламу реабилитационных услуг, предоставляемых ГАУ ТО «Областной центр профилактики и реабилитации», а вопросы о выделении государственной поддержки негосударственным реабилитационным центрам рассматривать только при прохождении ими добровольной сертификации.

Также для адаптации наркологических больных к реальным условиям жизни представляется целесообразным регламентация на законодательном уровне создания рабочих мест и разработка проектов трудовой социализации.

Основным звеном первичной профилактики наркомании является информационное сопровождение антинаркотической деятельности и пропаганда общечеловеческих ценностей, необходимо активней использовать возможности социальной рекламы (баннеры, наклейки, листовки, фильмы), несущей антинаркотические посылы целевым группам населения региона.

В этой связи, необходимо развивать систему антинаркотической рекламы с использованием средств общественной коммуникации - на общественном транспорте, в торговых центрах и прочих местах массового пребывания граждан, не забывая про развлекательные учреждения, пользующиеся наибольшей популярностью среди молодежи.

Ухудшение состояния преступности в общественных местах в 2011 году обусловило планирование и проведение дополнительных мероприятий в 2012. В результате принятых мер по итогам года отмечено снижение числа преступлений, совершенных в общественных местах, с 9 797 до 8 356 и на улицах - с 6 420 до 5 072.

В связи с эффективностью предупреждения преступлений интегрированной информационно-аналитической комплексной системой обеспечения безопасности жизнедеятельности населения «Безопасный город» (за шесть лет количество преступлений в местах установления систем видеонаблюдения снизилось с 336 до 5) по инициативе прокуратуры области в долгосрочную целевую программу «Комплексная программа по профилактике правонарушений и усилению борьбы с преступностью в Тюменской области» включены дополнительные расходы на мероприятия по расширению и совершенствованию данной системы. В целях дальнейшего продолжения названной позитивной динамики необходимо обеспечить скорейшее исполнение программных мероприятий по дальнейшему развертыванию названной системы.

Прокуратурой в 2012 году проведены проверки соблюдения Закона Тюменской области от 30.11.2001 №438 «Об участии жителей Тюменской области в обеспечении общественного порядка» и Положения о народных дружинах по обеспечению охраны общественного порядка, утвержденного Постановлением администрации Тюменской области от 12.07.2004 №71-пк, а также эффективности работы таких дружин. Выявленные недостатки в организации участия граждан в охране общественного порядка отражены прокурорами в соответствующих информациях, которые направлены главам муниципальных образований и руководителям отделов внутренних дел. Вместе с тем, учитывая эффективность участия граждан в такой форме охраны общественного порядка и низкую материальную заинтересованность, предлагается целесообразным рассмотреть вопрос о повышении уровня оплаты членам народных дружин.

Важное значение для обеспечения правопорядка в регионе имеет безопасность граждан от проявлений экстремистского характера и крайней его формы - терроризма. Основные усилия в данной области сосредоточены на применении мер превентивного характера, работа осуществляется в тесном взаимодействии с органами государственной власти и местного самоуправления.

В 2012 году прокуроры были ориентированы на пресечение пропаганды экстремизма и терроризма, попыток вовлечения молодежи в противоправную деятельность, в том числе с использованием сети Интернет. В суды направлено 101 (2011г.-38) исковое заявление об обязании Интернет-провайдеров региона ограничить доступ к сайтам ряда экстремистских организаций, все рассмотрены и удовлетворены. Вместе с тем, работу в этом направлении во взаимодействии как с правоохранительными органами, так и органами власти необходимо не ослаблять.

Прокуратурой области проведено 247 проверок исполнения антитеррористического законодательства, выявлено 330 нарушений закона по которым внесены акты реагирования. При этом основные усилия прокуроров направлялись на проведение проверок антитеррористической защищенности объектов жизнедеятельности, массового нахождения граждан и промышленности. Мерами прокурорского реагирования в 2012 году удалось привести в соответствие антитеррористическую защищенность трех ТЭЦ, расположенных на территории области.

В ходе проверки управляющих организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, прокурорами выявлены нарушения антитеррористической защищенности жилого сектора. В частности, Ишимским межрайонным прокурором в суд направлено 20 исковых заявлений об обязании управляющих компаний обеспечить люки чердачных помещении жилых домов, находящихся на обслуживании, специальными запорными устройствами, препятствующему свободном доступу. В настоящий момент иски рассмотрены и удовлетворены.

В целях дальнейшего повышения эффективности надзорной деятельности по противодействию экстремизму 24.12.2012 в прокуратуре области проведена коллегия, на которой разработан комплекс мер, направленных на совершенствование работы в названном направлении. 02.08.2012 в прокуратуре области проведено межведомственное совещание представителей правоохранительных и контролирующих органов по вопросам взаимодействия в сфере противодействия распространению запрещенной информации. От реализации намеченных мероприятий ожидается дальнейшее укрепление законности в названной сфере.

С целью обеспечения принципа неотвратимости ответственности за совершенные криминальные деяния как реального противодействия преступности на особом контроле прокуратуры области находится вопрос раскрываемости преступлений, решение которого связано, прежде всего, с качеством работы органов предварительного расследования, а также органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Принимаемые на протяжении ряда лет координационные и надзорные меры позволили повысить уровень раскрываемости с 27,4% в 2007 году до 56,2% в 2012. Вместе с тем, абсолютное число раскрытых преступлений в прошлом году по сравнению с предыдущим снизилось более чем на тысячу (с 17791 до 16667), что требует качественных изменений в работе полиции и других правоохранительных органов.

Учитывая значительное снижение регистрации преступлений, особое внимание прокуратуры области обращено на вопросы обеспечения законности при приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях. Возросшее с 965 до 1 133 число выявленных прокурорами в истекшем году укрытых различными способами преступлений свидетельствует о повышении результативности прокурорского надзора за законностью принимаемых органами дознания и следствия решений об отказе в возбуждении уголовного дела. К дисциплинарной ответственности по представлениям прокуроров за укрытие преступлений от учета и другие нарушения закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях привлечено 1071 (2011г. - 864) должностное лицо, в том числе 157 (128) руководителей различных подразделений органов правоохраны.

Анализ результатов прокурорских проверок, в том числе по обращениям граждан, показывает, что до настоящего времени допускаются факты несвоевременного приема заявителей в органах внутренних дел. Указанное снижает доверие граждан к правоохранительным органам и влияет на повышение латентной преступности.

Системная работа, направленная на обеспечение законности принятия решений по сообщениям о преступлениях, прокуратурой области продолжена и в текущем году. Так, состояние прокурорского надзора и ведомственного контроля в этой сфере планируется обсудить в 1 квартале на Координационном совещании руководителей правоохранительных органов области. Одновременно прокуроры, на поднадзорных территориях которых наблюдается резкое снижение «общеуголовных» преступлений, ориентированы на выявление латентных преступлений.

В целях дополнительных мер, способных позитивно повлиять на соблюдение конституционных прав граждан на доступ к правосудию, предлагается в рамках Долгосрочной целевой программы «Комплексная программа по профилактике правонарушений и усилению борьбы с преступностью в Тюменской области» предусмотреть выделение финансовых средств на установку в органах внутренних дел терминалов, с помощью которых заявители смогут самостоятельно регистрировать время и факт обращения в полицию.

Одним из основных назначений уголовного судопроизводства является защита граждан и организаций от преступлений. Результаты работы правоохранительных органов области в целом свидетельствуют о повышении эффективности их работы. В 2012 году количество уголовных дел, рассмотренных судами, в сравнении с предшествующим ему годом, увеличилось и составило 10756 дел в отношении 11640 лиц, что на 974 дела и 899 лиц больше, чем в 2011 году.

С ростом числа рассмотренных судами уголовных дел возросло и количество постановленных судами области приговоров с 8259 до 8940. По результатам судебных разбирательств в 2012 году за совершение преступлений осуждено 9632 лица, что на 622 лица больше предшествующего года (9010).

В связи с этим еще большего внимания заслуживал надзор за соблюдением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера. Прокуратурой области основное внимание уделялось вопросам обеспечения режима в указанных учреждениях, законности при трудоиспользовании осужденных, в сфере медико-санитарного и материально-бытового обеспечения подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в следственных изоляторах и исправительных учреждениях.

В результате принятых мер в 2012 году в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы области произошло снижение преступлений с 14 до 8 или на 28,5%, массовые беспорядки не совершались, режим особых условий не вводился.

Прокуратурой области проведена значительная работа по обеспечению режима в исправительных учреждениях области и следственных изоляторах, в том числе по перекрытию каналов проникновения средств сотовой связи. Итогом проведенной работы является значительное увеличение количества выявленных и заблокированных номеров абонентов, незаконно использовавшихся на режимных территориях, с 1160 в 2011 году до 2586 в 2012 году.

Поступление подозреваемым, обвиняемым и осужденным сотовых телефонов создает условия для совершения мошеннических преступлений с их использованием, доставки им наркотических средств, спиртных напитков, денег, установления неконтролируемых администрацией каналов связей с преступниками, находящимися вне мест лишения свободы. Это осложняет оперативную обстановку, дезорганизует нормальную деятельность мест содержания под стражей и исправительных учреждений.

Одним из предложений по проведению совместных мероприятий, выполнение которого возможно на уровне органов власти, это установка в рамках программ по предупреждению рецидивной преступности блокирующих устройств сотовой связи на территориях следственных изоляторов и исправительных учреждений Тюменской области.

Прокуратурой области сформирована эффективная система взаимодействия со СМИ. В 2012 году прокуроры 27834 (2011 г.-27830) раза осветили свою деятельность в средствах массовой информации. Продолжила выходить в эфир телепрограмма «Законный интерес» (ГТРК «Регион-Тюмень»). Она рассказывает о деятельности прокуратуры Тюменской области, других правоохранительных органов по борьбе с преступностью, противодействию коррупции, защите прав граждан, содержит сюжеты с разъяснением законодательства. Прокуратура области и региональный департамент информационной политики успешно провели конкурс «СМИ против коррупции», который организуется уже четвертый год в рамках реализации Национального плана противодействия коррупции.

На системной основе проводится совместная работа с общественными объединениями. За 12 месяцев 2012 года прокуроры активизировали свою работу по пропаганде права, по инициативе ведомства проведено 2572 (2011г.-2036) лекции, беседы и другие мероприятия по правовому просвещению. В целях дальнейшего повышения эффективности и результативности деятельности на рассматриваемом направлении прокуратурой области в 2012 году принят комплекс мер организационно-методического характера. Ожидается, что реализация названных мер, взаимодействие в этих вопросах с представительной и исполнительной ветвями власти плодотворно повлияет на уровень правовой грамотности населения и повышение авторитета среди граждан.

Рост доверия населения к органам прокуратуры подтверждает возросшее число обращений. Так, в прокуратуру области за защитой своих законных прав и интересов в истекшем году обратилось 29 178 граждан и представителей организаций, что на 12,6 % больше, чем в предыдущем периоде (25 899). При этом рост удовлетворенных обращений, который свидетельствует о повышении качества работы прокуроров, составил 21,5% (с 3208 до 3899). Сократились сроки разрешения жалоб, чаще заявители стали обращаться непосредственно на прием в прокуратуру, их количество увеличилось более чем на тысячу человек и составило 12 355.

Внимание прокуратуры в текущем году будет сконцентрировано на обеспечении правопорядка, защите прав и свобод граждан, противодействии коррупции, конституционной законности, экономической безопасности. В этих целях запланирован и будет реализовываться комплекс конкретных мероприятий.

Выполнению указанных задач и приоритетов, дальнейшей стабилизации социально-экономической и криминогенной ситуации в регионе будет способствовать продолжение конструктивного и делового взаимодействия органов прокуратуры и органов государственной власти и местного самоуправления.

Прокурор Тюменской области

государственный советник

юстиции 2 класса В.А. Владимиров

Распечатать (Ctrl + P)