28 октября 2008 года в совместном пресс-центре информационных агентств «Интерфакс-Урал» и «Тюменская линия» в Тюмени состоялась пресс-конференция прокурора Тюменской области Владимира Александровича Владимирова по теме: "Взаимодействие прокуратуры Тюменской области со средствами массовой информации в ходе реализации мероприятий по противодействию коррупции"

28 октября 2008 года в совместном пресс-центре информационных агентств «Интерфакс-Урал» и «Тюменская линия» в Тюмени состоялась пресс-конференция прокурора Тюменской области Владимира Александровича Владимирова по теме: "Взаимодействие прокуратуры Тюменской области со средствами массовой информации в ходе реализации мероприятий по противодействию коррупции"

Вступительное слово

прокурора Тюменской области

Владимира Владимирова

Коррупция на современном этапе составляет одну из насущнейших проблем общества. Актуальность борьбы с этим социально опасным явлением обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, коррупция ведет к серьезным нарушениям конституционных прав и свобод граждан. Во-вторых, распространение коррупции дискредитирует власть, подрывает ее авторитет. Президентом России Д.А.Медведевым именно в качестве Национального утвержден план противодействия коррупции.

В его исполнение силовыми структурами региона утверждена программа совместных мероприятий, которая уже реализуется на практике. Помимо этого, в прокуратуре области принят комплексный план мероприятий по противодействию коррупции на 2008-2010 годы. Прокуратура также активно участвует в работе антикоррупционного Совета, созданного при Губернаторе области.

На сегодняшней встрече я хочу рассказать Вам о том, что делает конкретно прокуратура области в борьбе с коррупцией, а также определить с Вами формы нашего взаимодействия, ведь средствам массовой информации отведена важная роль в антикоррупционной пропаганде.

Но сначала о комплексном плане мероприятий прокуратуры Тюменской области по противодействию коррупции на 2008-2010 годы. Он состоит из нескольких разделов. В частности, это участие прокуратуры в законодательном обеспечении противодействия коррупции в области; усиление прокурорского надзора в сфере регионального и муниципального управления в целях предупреждения коррупции; взаимодействие с руководством высших учебных заведений по повышению профессионального уровня юридических кадров и правовому просвещению на территории области и ряд других.

А теперь я кратко раскрою Вам содержание нашего плана.

1. Участие прокуратуры в законодательном обеспечении противодействия коррупции в области

Уставом Тюменской области прокурору региона предоставлено право выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

Как Вам известно, именно прокуратура области в порядке законодательной инициативы внесла в Тюменскую областную Думу проект Закона Тюменской области «О противодействии коррупции». В сентябре с.г. он уже был одобрен депутатами в первом чтении. Принятие этого закона продиктовано целесообразностью построения системы противодействия коррупции в Тюменской области.

На практике довольно эффективно применяются принятые по инициативе областной прокуратуры изменения в Закон Тюменской области «О порядке подготовки, принятия и действия нормативных правовых актов Тюменской области», предусматривающие проведение антикоррупционной экспертизы проектов областных законов, иных нормативных правовых и правовых актов Тюменской области.

Хочу заметить, что после принятия указанных поправок значительно улучшилось качество проектов законов и правовых актов правительства Тюменской области. Проводимая прокуратурой области антикоррупционная экспертиза показывает, что сейчас в проектах областного законодательства практически уже не содержатся нормы, способствующие коррупционным проявлениям. Чего, к сожалению, еще пока нельзя сказать о проектах правовых актов органов местного самоуправления.

Приведу конкретные примеры.

В прокуратуру Бердюжского района в сентябре с.г. из местной Думы поступил проект решения «Об утверждении Порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда в Бердюжском муниципальном районе». Как показало его изучение, в решении изначально были заложены нормы, которые могли повлечь коррупционные проявления и нарушения жилищных прав граждан. Проект документа предоставлял администрации района право определять лиц, которым следует предоставлять служебные жилые помещения из муниципального жилищного фонда. Между тем, круг этих лиц уже установлен Жилищным кодексом РФ и районная администрация не вправе его корректировать. Прокуратура своевременно проинформировала районную Думу о коррупциогенности правового акта, подлежащего принятию. Представительный орган учел замечания прокуратуры и принял решение без коррупционных норм.

В прокуратуру Центрального округа г. Тюмени городской Думой был направлен для изучения проект решения о внесении поправок в Правила благоустройства города Тюмени, регулирующий порядок выдачи разрешений на вынужденный снос зеленых насаждений в случае проведения работ по реконструкции, ремонту автомобильных дорог и т.д. Прокуратурой округа при прочтении документа также были выявлены коррупциогенные факторы.

В проекте предлагалось управы администрации города наделить правом «при необходимости» самим устанавливать перечень документов, которые можно будет истребовать от заинтересованных лиц. Учитывая, что в г. Тюмени существуют четыре управы, то в каждом административном округе областного центра мог быть свой перечень документов для получения одного же и того же разрешения. Все это могло создать хорошую почву для низовой коррупции. После вмешательства прокуратуры коррупционные нормы из проекта исключены. В настоящее время во всех административных округах г. Тюмени действует единый порядок получения разрешения на вынужденный снос насаждений.

Приведенные мною примеры наглядно показывают, что нормы, провоцирующие коррупцию, необходимо исключать из правовых актов до их принятия, с тем, чтобы они не смогли ни кому причинить вреда.

Учитывая, что действующим законодательством органам местного самоуправления предоставлены значительные полномочия, усилия прокуратуры будут направлены на соблюдение правопорядка именно в сфере муниципального нормотворчества.

Для сведения: с начала года принятыми мерами прокурорского реагирования коррупциогенные факторы исключены уже из 113 актов органов местного самоуправления.

2. Усиление прокурорского надзора в сфере регионального и муниципального управления в целях предупреждения коррупции

Одним из важных факторов противодействия коррупции является федеральное законодательство о государственной и муниципальной службе, которое содержит механизмы, призванные предупреждать коррупцию среди чиновников. Речь идет об установленных законом ограничениях, связанных с государственной и муниципальной службой. В частности, служащим запрещено заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также состоять членом органа управления коммерческой организации.

Между тем, прокуроры ежегодно выявляют чиновников, которые не прочь совместить службу с коммерцией. Только после вмешательства прокуратуры вышли из состава органов управления коммерческих организаций председатель комитета по строительству и архитектуре администрации Бердюжского муниципального района и один из заместителей главы администрации Аромашевского муниципального района, а также ряд других чиновников.

Всего с начала года прокурорами выявлено более 500 нарушений законодательства о государственной и муниципальной службе. Для их устранения принесено 172 протеста, внесено 133 представления, в суды направлено 31 заявление, 107 должностных лиц привлечены к различным видам ответственности, а 90 – официально предостережены о недопустимости пренебрежением законом. По материалам прокурорских проверок возбуждено 30 уголовных дел.

В рамках профилактики коррупции в бюджетной сфере внимание прокуроров было приковано к соблюдению законности при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов. Нами были выявлены факты, когда ряд руководителей государственных учреждений и чиновников преступно, идя на поводу у недобросовестных подрядчиков, перечисляли им крупные суммы бюджетных средств, хотя обусловленные контрактом работы не были выполнены.

Примером может служить уголовное дело, возбужденное против директора Тобольского рыбопромышленного техникума. В 2007 году он перевел более 3 млн. бюджетных денег подрядчику, который не исполнил обязательства по ремонту кровли общежития. Только после вмешательства прокуратуры г. Тобольска техникум предъявил в арбитражный суд иск о взыскании со строительной фирмы неустойки за грубое нарушение условий контракта. Сейчас недобросовестному подрядчику предстоит заплатить более 1 млн. 300 тыс. рублей штрафных санкций. Уголовное же дело в отношении директора техникума вскоре будет передано в суд.

Прокуратура области уделяет большое внимание защите прав субъектов предпринимательской деятельности с тем, чтобы бизнес не подвергался излишним проверкам со стороны контролирующих органов. Недавно прокуратура области объявила официальное предостережение исполняющему обязанности руководителя управления Россельхознадзора по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам о недопустимости нарушений закона. Это ведомство планировало проверить более десятка предприятий, занимающихся заготовкой и переработкой древесины, хотя полномочий на это не имело.

В целях выявления и пресечения преступлений в органах власти и управления прокуратура на системной основе будет проверять в подразделениях ГУВД, УФСКН, РУ ФСБ, УФСИН России по Тюменской области исполнение требований Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

Проводимые прокуратурой области мероприятия по координации деятельности органов правоохраны позволили пресечь в регионе более 1200 преступлений коррупционной направленности, из которых выше 200 - непосредственно связаны со взятками, а более 100 - со злоупотреблениями и превышениями должностными полномочиями.

В настоящее время расследуется уголовное дело против главы администрации Кулаковского муниципального образования Тюменского района Юрия Двоеглазова, подозреваемого в злоупотреблении должностными полномочиями. По версии следствия, он незаконно требовал от руководства агрофирмы «Луговская» передать часть земель фирмы (40 га) своему сыну.

В Центральном районном суде г. Тюмени слушается уголовное дело в отношении бывшего председателя Счетной палаты г. Тюмени. Он обвиняется в том, что, используя свое служебное положение, помог подконтрольной ему фирме получить в аренду на льготных условиях муниципальную недвижимость в центре Тюмени общей площадью более 600 кв.м. В результате этого городской бюджет недополучил около 6 млн. рублей.

В этом году в Тюмени осуждены участники двух преступных групп, в числе которых сотрудники правоохранительных органов, которые за взятки возвращали водителям права, изъятые у них за вождение в нетрезвом виде. Им назначены наказания в виде лишения свободы на срок от 7 до 9 лет, а также штрафы в размере от 120 тыс. до 450 тыс. руб.

К 4,5 годам заключения приговорен генеральный директор ОАО «Тюменьдороргтехстрой» Виктор Филатов, похитивший свыше 6 млн. рублей, выделенных из бюджета области на дорожное строительство.

Недавно состоялся приговор и в отношении экс-начальника ГИБДД Тюменской области Валерия Смолина. Он признан виновным в незаконной продаже коммерческой фирме стационарного поста ДПС и организации провокации взятки против сотрудника милиции. Вы знаете, что этот приговор нами обжалован в Верховный Суд РФ за мягкостью назначенного Смолину наказания (штраф всего 3 тыс. рублей) и необоснованным, на наш взгляд, оправданием его по ряду эпизодов. Заметим, что санкция ст. 304 УК РФ за провокацию взятки предусматривает наказание в виде штрафа в сумме до 200 тыс. рублей или лишение свободы на срок до 5 лет.

Ранее, как Вы помните, Калининский районный суд г. Тюмени вообще оправдал бывшего первого заместителя начальника ГУВД области Василия Стафеева за покушение на дачу взятку в сумме 200 тыс. долларов США. Только по кассационному представлению прокуратуры области незаконный оправдательный приговор был отменен. При повторном рассмотрении дела Стафееву постановили обвинительный приговор.

Мы не надеемся на то, что борьба с коррупцией будет легкой. Прокуратура в установленном законом порядке будет добиваться назначения коррупционерам справедливого наказания.

Несмотря на значительное число выявленных в регионе преступлений коррупционной направленности (более 1200), мы не считаем это успехом в борьбе с коррупцией. Известно, что коррупция постоянно видоизменяет формы и методы коррупционных действий, отличается быстрой приспособляемостью к изменяющимся условиям, оставаясь одним из наиболее латентных видов преступлений. Поэтому на прошедшем в октябре с.г. координационном совещании руководителей правоохранительных органов был выработан комплекс дополнительных мер, направленных на эффективное противодействие этому злу.

3. Взаимодействие с руководством высших учебных заведений по повышению профессионального уровня юридических кадров и правовому просвещению

Прокуратура области планирует провести встречу с ректорами и членами попечительских советов высших учебных заведений г. Тюмени для обсуждения вопросов усиления антикоррупционной составляющей при преподавании учебных дисциплин.

Кроме того, прокуратура на системной основе будет заниматься разъяснением антикоррупционного законодательства. Только принятие Федерального закона «О противодействии коррупции» потребует изменение более двух десятков законодательных актов.

Областная прокуратура намерена через официальный сайт (http:// www.proctmo.ru) обеспечить оперативное информирование общественности о деятельности прокуратуры по борьбе с коррупцией.

Кстати, сегодня на нашем сайте открылась специальная страница «Борьба с коррупцией», куда любой желающий сможет сообщить о фактах коррупции.

4. Формы взаимодействия прокуратуры Тюменской области со средствами массовой информации в ходе реализации мероприятий по противодействию коррупции

Реализация Национального плана по противодействию коррупции невозможна без деятельного участия средств массовой информации, ведь именно с помощью Вас предполагается сформировать в обществе нетерпимое отношение к коррупции.

Прокуратура Тюменской области имеет опыт сотрудничества со СМИ. Журналисты освещают все направления нашей деятельности – борьбу с преступностью, защиту прав граждан, а также субъектов малого и среднего бизнеса, обеспечение соблюдения законодательства при исполнении государственных программ в сфере жилищного строительства, здравоохранения, образования и развития агропромышленного комплекса. Безусловно, и тема коррупции постоянно присутствует в средствах массовой информации. Мы зафиксировали с начала года свыше 900 таких публикаций.

Надо отметить, что Ваши материалы были достаточно корректны и не выходили за рамки дозволенного законом.

Мы заинтересованы в оперативном и качественном распространении информации о деятельности прокуратуры, правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и предлагаем Вам совместно:

информировать население о реализации в регионе программ по противодействию коррупции;

подготовить цикл теле- и радиопередач, публикаций, разъясняющих суть антикоррупционных законов;

пропагандировать некоррупционные модели поведения государственных и муниципальных служащих, а также представителей бизнеса;

обучать граждан навыкам антикоррупционного поведения;

публиковать материалы о выявлении и пресечении коррупционных преступлений и правонарушений;

проводить пресс-конференции, «прямые линии», «круглые столы», брифинги по антикоррупционной тематике.

В следующем году прокуратура планирует организовать и провести конкурс «СМИ против коррупции». Такие конкурсы успешно проводятся в ряде субъектов РФ, например, в Татарстане, Саратовской области. Их цель: пропаганда честного, законопослушного образа жизни, повышение правовой культуры населения, предупреждение коррупции.

Мы готовы рассмотреть и ваши предложения по совершенствованию взаимодействия с прокуратурой. Пожалуйста, предлагайте. Прокуратура открыта для средств массовой информации!

Подразделение: прокуратура Тюменской области

Подразделение: прокуратура Тюменской области

Распечатать (Ctrl + P)

Архив