23 декабря 2009 года в пресс-центре агентств "Интерфакс-Урал" и "Тюменская линия" в Тюмени состоялась пресс-конференция прокурора Тюменской области на тему: "О реализации прокуратурой Тюменской области Национального плана противодействия коррупции в 2009 году"

23 декабря 2009 года в пресс-центре агентств "Интерфакс-Урал" и "Тюменская линия" в Тюмени состоялась пресс-конференция прокурора Тюменской области на тему: "О реализации прокуратурой Тюменской области Национального плана противодействия коррупции в 2009 году"

ВЫСТУПЛЕНИЕ

прокурора Тюменской области

Владимира Александровича Владимирова

на пресс-конференции

23 декабря 2009 года

Национальный план противодействия коррупции внес серьезные коррективы в деятельность органов прокуратуры, в связи с чем прокуратурой Тюменской области был разработан и утвержден специальный комплексный план мероприятий по противодействию коррупции на 2008-2010 годы.

Как прокуратура области реализовала эти программные документы на практике? Об этом я расскажу на сегодняшней пресс-конференции.

1. О законодательном обеспечении противодействия коррупции в области

Как известно, в конце прошлого года на федеральном уровне был принят целый блок антикоррупционных законов, в числе которых и Федеральный закон «О противодействии коррупции». Между тем, и Тюменская область не осталась в стороне от законодательного обеспечения противодействия коррупции. По инициативе надзорного ведомства региональный парламент в феврале этого года принял Закон «О противодействии коррупции в Тюменской области», который установил систему мер по борьбе с коррупцией, а также по выявлению, предупреждению и устранению причин и условий, способствующих коррупционным проявлениям в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Прокуратура области в ближайшее время намерена провести мониторинг применения областного закона, чтобы посмотреть, как реализован на практике заложенный в законе антикоррупционный потенциал.

2. Об антикоррупционой экспертизе нормативных правовых актов

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов является одной из мер профилактики коррупции, предусмотренной Национальным планом противодействия коррупции и Федеральным законом «О противодействии коррупции».

Принятый в июле с.г. Государственной Думой закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» на федеральном уровне закрепил право прокурора на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.

Между тем, работа, направленная на исключение коррупциогенных факторов из правовых актов, прокуратурой Тюменской области проводилась и ранее.

Напомню, что еще в июне 2007 года по инициативе надзорного ведомства Тюменской областной Думой были приняты изменения в Закон Тюменской области «О порядке подготовки, принятия и действия нормативных правовых актов Тюменской области», предусматривающие проведение антикоррупционной экспертизы проектов областных законов, иных нормативных правовых и правовых актов Тюменской области.

Хочу заметить, что после принятия указанных поправок значительно улучшилось качество законов и правовых актов органов власти Тюменской области. В текущем году прокуратура области не выявила в региональном законодательстве норм, способствующих коррупционным проявлениям.

Вместе с тем, качество правовых актов органов местного самоуправления все еще оставляет желать лучшего.

Для сведения: с начала года принятыми мерами прокурорского реагирования коррупциогенные факторы исключены уже из 95 актов органов местного самоуправления.

Приведу конкретный пример.

Администрацией г. Ишима было утверждено Положение о конкурсном отборе на право осуществления перевозок пассажиров коммерческим транспортом по регулярным маршрутам г. Ишима и критерии оценки для определения его победителей.

Согласно указанным документам одним из критериев оценки для определения победителей конкурса являлось отсутствие у предпринимателей нарушений условий и требований лицензирования в течение отчетного периода, предшествующего дате проведения конкурса. Между тем, в правовом акте не было определено, что считать отчетным периодом (год, два, три и.д.). Это могло привести к произвольному применению данной нормы и создать основу для коррупционных проявлений.

Ишимский межрайонный прокурор опротестовал данный незаконный правовой акт. Администрация г. Ишима удовлетворила протест, устранив в документе правовую неопределенность. Согласно внесенным поправкам отчетный период, в течение которого у конкурсантов не должно быть нарушений лицензионных условий, равен трем годам.

В настоящее время усилия прокуратуры направлены на то, чтобы исключать нормы, провоцирующие коррупцию, уже на стадии разработки правовых актов, чтобы они не смогли ни кому причинить вреда. Это очень важная работа, имеющая глубокий профилактический эффект и долгосрочные антикоррупционные последствия.

3. О нарушениях в сфере государственной и муниципальной службы

Одним из важных факторов противодействия коррупции является федеральное законодательство о государственной и муниципальной службе, которое содержит механизмы, призванные предупреждать коррупцию среди чиновников.

С начала 2009 года тюменскими прокурорами в данной сфере выявлено 361 нарушение. Для их устранения внесено 96 протестов и 221 представление. По актам прокурорского реагирования к дисциплинарной и административной ответственности привлечено 266 лиц, 75 чиновников официально предостережены о недопустимости нарушений закона, в суды направлено 8 заявлений.

В числе наиболее распространенных нарушений закона можно назвать несоблюдение чиновниками установленных законом ограничений, связанных с государственной и муниципальной службой, предоставление недостоверных сведений о принадлежащем им имуществе и т.д.

Закон запрещает служащим заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также состоять членом управления коммерческой организации. Между тем, прокуроры ежегодно выявляют чиновников, которые не прочь совместить службу с коммерцией.

К примеру, прокуратура области установила, что в департаменте лесного комплекса Тюменской области начальник одного из отделов являлся учредителем двух коммерческих фирм, одну из которых возглавлял его сын, а другую – брат. Основным видом деятельности указанных фирм являлась лесопереработка. Все это могло повлечь конфликт интересов. Между тем, данный факт госслужащий скрыл от своего руководства. Прокуратура области в адрес директора департамента лесного комплекса внесла представление об устранении нарушений закона. После этого трудовые отношения с предприимчивым начальником отдела были прекращены.

В Тюменской областной Думе один из помощников депутатов, находясь на госслужбе, получал доход еще от четырех коммерческих фирм. Кроме того, он вместо выполнения своих обязанностей по государственной службе в рабочее время представлял в суде интересы одной из коммерческих организаций. В настоящее время Дума прекратила трудовые отношения с недобросовестным чиновником.

В соответствии с законом служащие обязаны ежегодно представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а кадровые службы проверять достоверность представленных сведений.

Как показали прокурорские проверки, данное требование закона повсеместно нарушается.

К примеру, в Северо-Уральском управлении Ростехнадзора 26 чиновников представили недостоверные сведения о своем имуществе. Начальник отдела

кадров и спецработы поданные сведения не проверила. Нарушения были выявлены прокуратурой области в ходе проверки. По представлению прокуратуры 26 недобросовестных чиновников и начальник отдела кадров были привлечены к дисциплинарной ответственности.

Хочу отметить, что предоставление недостоверных сведений о доходах и имуществе не столь уж безобидное нарушение. За его совершение служащего могут предупредить о неполном должностном соответствии и даже уволить с государственной службы.

Например, руководитель Роскомнадзора по Тюменской области по представлению прокуратуры предупредил одного из своих подчиненных о неполном должностном соответствии за подачу недостоверных сведений о доходах и имуществе.

А начальник межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №8 уволил с государственной службы старшего государственного налогового инспектора отдела выездных проверок, которая в 2008 году при предоставлении сведений о своих доходах скрыла полученный ею дополнительный доход от одной из коммерческих организаций. Налогинспектор обратилась в суд с иском о восстановлении на работе, но Ялуторовский городской суд на основании заключения прокурора отказал в иске о восстановлении на работе.

Напомню, что с 1 января 2010 года служащие обязаны будут декларировать не только свои доходы, имущество и обязательства имущественного характера, но и членов своей семьи – супруга (супруги) и несовершеннолетних детей. Представление заведомо ложных сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи может являться основанием для привлечения служащего к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения его от должности.

4. О защите прав субъектов малого и среднего бизнеса

Большой антикоррупционный потенциал заложен в существующем ныне порядке проведения проверок субъектов малого и среднего бизнеса. Как вам известно, c 1 мая 2009 года органы прокуратуры на основании федерального закона приступили к выполнению новой функции - согласованию внеплановых выездных проверок субъектов малого и среднего бизнеса. Уже первые результаты применения закона свидетельствуют об его эффективности. В мае-декабре с.г. органы прокуратуры Тюменской области предотвратили более 100 необоснованных проверок предпринимателей.

Прокурорами были установлены случаи, когда контролирующие органы дублировали друг друга и дважды пытались проверить одно и тоже юридическое лицо. Например, Заводоуковский межрайонный прокурор отказал органам Роспотребнадзора по Тюменской области в проведении в ЗАО «Флагман» внеплановой проверки соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства при обращении с ядохимикатами и пестицидами, поскольку такая проверка в этом году уже была проведена органами Россельхознадзора и нарушений закона не выявила.

Федеральное законодательство запрещает проводить проверки субъектов малого и среднего бизнеса по обращениям лиц, установить которых невозможно. Между тем, контролирующие органы инициировали проверочные мероприятия по таким обращениям. К примеру, Ишимский межрайонный прокурор не согласовал территориальному органу управления Роспотребнадзора внеплановую проверку деятельности индивидуального предпринимателя, поскольку поводом к ее проведению явилось анонимное письмо.

Эффективным антикоррупционным инструментом является и работа прокуратуры по формированию ежегодного сводного плана проведения органами контроля плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Надо отметить, что это абсолютно новое направление в деятельности органов прокуратуры.

Прокуратура Тюменской области в ноябре с.г. направила в Генеральную прокуратуру РФ проект сводного плана проверок по Тюменской области на 2010 год, который был сформирован на основании предложений, поступивших из контролирующих органов. По инициативе прокуратуры общее количество проверочных мероприятий в отношении юридических лиц и предпринимателей на 2010 год было сокращено почти на 5 тыс.

Как вам известно, сводный план проведения плановых проверок в срок до 31 декабря 2009 года будет размещен на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ. Часть этого плана, касающегося проверок тюменских предпринимателей, будет также размещена на официальном сайте прокуратуры Тюменской области. Это станет фактором получения достоверной информации в сфере законности и правопорядка, в том числе учета реализуемых государственными органами контрольно-надзорных функций, обеспечит открытость и доступность его для предпринимателей.

5. О государственных и муниципальных закупках

Рынок заказов для государственных и муниципальных нужд является одним из наиболее коррупционноемких, поэтому органами прокуратуры Тюменской области на системной основе проводятся проверки соблюдения законов при размещении государственных и муниципальных заказов.

С начала года прокурорами в этой сфере вскрыто 250 нарушений закона, имеющих коррупционную составляющую. Для их устранения внесено 146 протестов и представлений, 342 должностных лица официально предостережены о недопустимости нарушений закона, в суды направлено 18 заявлений.

Например, прокуратурой области в УФСИН России по Тюменской области был установлен факт выполнения в 2007 году одной из строительных фирм работ на сумму свыше 22 млн. рублей в отсутствие заключенного контракта. Допущенное нарушение закона привело к тому, что организация до сих пор не может получить с УФСИН оплату за свою работу. В отношении начальника отдела капитального строительства и ремонта УФСИН возбуждено уголовное дело по ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий), ведется следствие.

Нарушения закона прокуратура области выявила и в Главном управлении МЧС России по Тюменской области. Управление в один день заключило со строительной фирмой три контракта на проведение ремонтных работ в кабинетах. По первому контракту организация должна была произвести ремонт пола, по второму – стен, по третьему – потолка. При этом стоимость каждого не превышала 100 тыс. рублей. Для чего это было сделано? А для того, чтобы избежать торгов, которые проводятся, если сумма контракта превышает 100 тыс. рублей. По данному факту прокуратура области внесла представление, в котором потребовала привлечь виновных лиц к ответственности.

Прокуратура намерена и дальше пресекать любые нарушения закона при размещении государственных и муниципальных заказов.

6. О коррупционных преступлениях

Проводимые прокуратурой Тюменской области мероприятия по координации деятельности органов правоохраны позволили пресечь в текущем году 2103 преступления коррупционной направленности, что на 24,3% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года (1692).

Зарегистрировано свыше 160 злоупотреблений и превышений должностными полномочиями. Выявлено более 240 фактов взяточничества.

В Тюменской области имеются примеры успешных спецопераций по изобличению коррумпированных чиновников.

В настоящее время под следствием находится начальник отдела организации дознания и административной практики управления федеральной службы судебных приставов по Тюменской области, который за взятку в сумме 1 млн. рублей хотел прекратить уголовное дело о злостном неисполнении судебного решения руководителем коммерческой фирмы.

Перед судом предстанет бывший ведущий инженер муниципального учреждения «Служба заказчика по капитальному строительству и реконструкции», который требовал миллионную взятку с бизнесмена за содействие в увеличении объема выполняемых работ, а также за подписание актов приемки работ.

Верховный Суд РФ к 5 годам заключения приговорил бывшего заместителя председателя Ленинского районного суда г. Тюмени, которая за взятки вынесла 19 неправосудных решений.

Продолжается расследование уголовного дела в отношении заместителя главы администрации Андреевского муниципального образовании Тюменского района, который от жителя областного центра требовал денежное вознаграждение за решение земельного вопроса. Чиновника задержали при получении взятки в сумме 200 тыс. рублей. По решению суда он заключен под стражу.

В производстве есть и другие громкие уголовные дела.

Вместе с тем, хочу заметить, что, несмотря на значительное число выявленных в регионе преступлений коррупционной направленности (более 2,1 тыс.), мы не считаем это успехом в борьбе с коррупцией. Коррупционные преступления одни из самых латентных (т.е. скрытых) и правоохранительным органам есть над чем работать.

7. Антикоррупционная пропаганда и просвещение

Реализация Национального плана противодействия коррупции невозможна без деятельного участия средств массовой информации, ведь именно с помощью вас предполагается сформировать в обществе нетерпимое отношение к коррупции.

Надо отметить, что тема коррупции постоянно присутствует в средствах массовой информации. Мы зафиксировали с начала года свыше 1 тыс. таких публикаций. Областная прокуратура тоже не осталась в стороне. Через свой официальный сайт (http://www.proctmo.ru) она оперативно информировала общественность о деятельности прокуратуры по борьбе с коррупцией.

В этом году прокуратура области совместно с региональным департаментом информационной политики проводила конкурс «СМИ против коррупции». Хочу поблагодарить всех его участников. Вчера жюри подвело итоги конкурса.

По мнению жюри наиболее системно и в соответствии с условиями конкурса поработали ГТРК «Регион – Тюмень», областные газеты «Тюменская область Сегодня» и «Тюменские известия», газета «Призыв» Юргинского района и ИА «Тюменская линия». Специальные награды будут вручены дипломантам в новом году на одном из мероприятий, посвященных Дню российской прессы.

В текущем году надзорное ведомство активно занималось и разъяснением антикоррупционного законодательства, в том числе и в чиновничьей среде, чтобы навести порядок в сфере государственной и муниципальной службы.

В завершении хочу сказать, что борьба с коррупцией достигает успеха, если она всеохватна, комплексна, ведется постоянно, если на это направлены все силы власти и общества.

Подразделение: прокуратура Тюменской области

Распечатать (Ctrl + P)

Архив