15.10.2015. Законодательством Российской Федерации гражданам предоставлено право на обращения.

15.10.2015. Законодательством Российской Федерации гражданам предоставлено право на обращения.

Обращения в государственные органы, органы местного управления и должностным лицам могут быть индивидуальные, то есть поданные самим гражданином, объединением граждан или юридическим лицом, которые считают свои права или права других лиц нарушенными, а также коллективные.

Порядок рассмотрения обращений в органах прокуратуры Российской Федерации регламентируется Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее Федерального закона № 59-ФЗ), ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45, которым утверждена Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации (далее Инструкция).

Граждане реализуют право на обращения добровольно и свободно. Вместе с тем, законодателем установлен ряд требований к письменным обращениям, нарушение которых может повлечь оставление заявления без рассмотрения, либо без ответа заявителю.

Согласно положению ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 59-ФЗ осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

В соответствии с требованиями ст. 11 Федерального закона № 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом. Аналогичные требования содержит п. 2.12 Инструкции.

Кроме того, при наличии в таком обращении данных, указывающих на признаки преступления, оно направляется для проведения проверки в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Напомним, что под оскорблением понимается унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме. Законодателем закреплены и квалифицированные формы оскорбления такие как: оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации и непринятие мер к недопущению оскорбления в публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации (ст. 5.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Ответственность за данное правонарушение предусмотрена в виде административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

В Уголовном кодексе Российской Федерации предусмотрена ответственность по ст. 128.1 за клевету, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.

Наказание за это преступление - штраф в размере до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов.

Необходимо также отметить, что статьями 15 и 16 Федерального закона № 59-ФЗ предусмотрена и материальная ответственность за нарушение названного закона. В случае, если гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом, могут быть взысканы с гражданина по решению суда.

Старший помощник прокурора области по рассмотрению обращений и приему граждан.

Поделиться
Поделиться

Распечатать (Ctrl + P)

Архив